Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников»

Елена Ильинова
Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников»

Муниципальное казенное дошкольное

общеобразовательное учреждение

Детский сад №2 комбинированного вида

Обобщение опыта работы

Тема:

«Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Ильинова Е. М.

2018 г.

«Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Введение

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

*. развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;

* учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;

* формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

1. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

2. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

Основная часть

1. Значение музыки в общем развитии детей

1.1. Психологическое обоснование влияния музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей.

Музыкальное искусство издавна признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Путь воздействия музыки своеобразен. Она обладает своим “языком”, своей “речью”. В сравнении с живописью, скульптурой, литературой музыка не может конкретно изобразить или описать жизненные явления, хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает.

Видный психолог Б. М. Теплов писал “В наиболее прямом и непосредственном содержании музыки являются чувства, эмоции, настроения”. Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства, она передает смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтеров подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

1.2. Воздействие музыки на общею функциональную деятельность ребенка.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все это может отражаться и в движении.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.

Принципы педагогического опыта:

В своей работе я использовала педагогические принципы, которые мне помогали организовать последовательность и эффективность при работе.

1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. .Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному

4. Доступности и индивидуализации

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».

Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.).

Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Для начала мною была проведена диагностика, где были выявлены следующие результаты:

Музыкально-ритмические движения: высокий уровень – 25%

средний уровень – 60%

низкий уровень - 15%

танцевальные движения: высокий уровень – 10%

средний уровень - 40%

низкий уровень - 50%

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.

На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.

Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

- «Танец, песня, марш»

Участником раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.

- «Весело и грустно»

Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции

Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Есть у зимушки ковёр», р. н. п. ,«Мальчишкины мечты» и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.

На втором этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:

(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)

В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Вальс цветов», «Танец с розами», «Капитан, капитан улыбнитесь», «Весна пришла» и т. д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: р. н. п., современную, восточную)

3 Этап (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Муз. ритмические движения: -высокий уровень – 75%, средний – 25%

Танцевальные движения: - высокий уровень – 25%, средний –75%

Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:

«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.

Это высший уровень развития творчества. Дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Данные упражнения способствуют выражению индивидуальности каждого, умению находить необычные способы выражения движения.

Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам сказки «Волк и семеро козлят, только все на новый лад…». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.

В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:

Развитие факторов креативности:

Фантазии;

Изобретательности;

Оригинальности;

Многовариантности.

• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);

• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);

• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

Опыт использования творческих заданий позволяет говорить о практической значимости, ценности, универсальности данной работы.

После проделанной работы передо мной встал вопрос, а каким образом продемонстрировать достижения ребят в музыкально танцевальном творчестве?

Возникла идея создания «Музыкальной гостиной».

В музыкальной гостиной стали проводиться вечера, тематические праздники, доминантные занятия. Гости музыкальной гостиной - педагоги, родители, Данная форма привлекает тем, что она дает возможность проявить индивидуальность каждому ребенку, получить положительные эмоции необходимые для полноценного творческого развития, в том числе музыкально-двигательных способностей.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

3. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

4. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

2. Взаимодействие с родителями.

В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы», мастер-классы («Расскажите детям сказку», «Чудо-театр дома», «Театр ложек», музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души», анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют интерес к участию в работе клуба «Музыкальная гостиная», которые посещают совместно с ребенком. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Дополнительно к заданиям проводилось анкетирование родителей по следующим вопросам:

• Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?

• Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?

• Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер, запоминать и узнавать?

• Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (Народными, бальными, ритмическими танцами)

Анализируя анкеты, мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, некоторые предлагали варианты танцевальных движений, придуманных совместно с детьми. Это явилось положительным результатом в нашей работе.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями. Цель этой работы состояла в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей музыкально-ритмических способностей.

Задача взрослого – объединить последовательность танцевальных движений в несложную по строению композицию, придать изящество и выразительность. Главное – чередовать самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой и, внимательно вслушиваясь в музыку, дети должны определить характер произведения, его тема. Предлагали родителям танцевать вместе с детьми и побуждать к самостоятельному выполнению танцевальных композиций. Некоторым родителям были даны танцевальные движения, чтобы они разучивали вместе с детьми.

Заключение

Работа над музыкально-двигательными упражнениями помогали развивать у детей двигательный навык и умение, которые необходимы при передаче и движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствовала углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой, дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ. Упражнения “Пружинки”, “Качание рук с лентами”, “Веселые ножки”, “Рисуем на песке” (плавные движения) помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Когда дети осваивали характер движения, показывали им выразительное, эмоционально содержательное в технически правильное его выполнение. Такой показ служил наглядным примером, и помогал детям углублять их собственный опыт.

Этой же цели служил всей группе движений наиболее успевающих детей (Меркулов Коля, Рындина Кира). Использовали также при освоении детьми некоторых затрудняющих их движений, например подскоков. Неуспевающий ребенок легко им овладевал в паре с хорошо выполняющим это движение товарищем.

Таким образом, в задачу входило – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним трудиться.

После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в группе может четко, легко выполнять музыкально-ритмические движения. Во всех плясках хороводах, упражнениях эти дети являются “костяком”, поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается. Эти дети постоянно выступают с танцевальными композициями на праздниках в детском саду и на уровне села.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Список используемой литературы.

1. С. И. Бекина Музыка и движение. М.: Просвещение – 1983.

2. Т. Борышникова Азбука хореографии. М.:Рольф – 2001.

3. Н. А. Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение – 1982.

4. Н. А. Ветлугина Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение – 1984.

5. А. Н. Зимина Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение – 1971.

6. М. А. Михайлова Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития – 1997.

7. Н. А. Метлов Музыка – детям. М.: Просвещение – 1985.

8. Е. П. Раевская Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение – 1991.

9. А. Е. Чибрикова-Луговская Ритмика. М.:Издательский дом “Дрофа” – 1998.

10. М. И. Чистякова Психогимнастика 2-е издание. М.:Просвещение – 1995.

11. Дошкольное воспитание №8/97; №2/98; №4/98; №9/98; №7/99; №4/99; №6/96; №5/90; №10/89; №1/91; №9-10/92; №8/2002.

Публикации по теме:

Выступления на педагогическом часе «Танец как одно из средств нравственно-патриотического воспитания детей»Выступления на педагогическом часе «Танец как одно из средств нравственно-патриотического воспитания детей» Наше сообщество переживает период крушения нравственных идеалов и дефицита нравственных чувств. Самой актуальной проблемой в системе образования.

Театрализованная деятельность как одно из средств развития речи детей младшего возраста «Театрализованная деятельность как одно из средств развития речи детей младшего возраста». Актуальность проблемы состоит в следующем:.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников" Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников»
Опубликовано: 12 июля 2018 в 09:24
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу...
Конспект организованной образовательной деятельности «Лиса — всему свету краса»...
Конспект организованной образовательной деятельности «Художественное - эстетическое развитие» Рисование «Лиса - всему свету краса» ( нетрадиционная техника-...
Музыкальный досуг «Правила дорожного движения»
Музыкальный досуг на тему , Правила дорожного движения'' для старших групп. Цель: проведение музыкальных развлекательных мероприятий с детьми в летний...
Сценарий праздника «Один олимпийский день»
Сценарий "Один олимпийский день" Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....
Фототчёт. 4 июня. Праздник васильков. День — синитель, васильковый повелитель
Родовое название василька связано с легендой о кентавре Хироне. Во время схватки с Гераклом кентавру Хироне были нанесены глубокие раны, которые помог...