Лучший педагог года

Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»

Екатерина Николаевна Вишнякова
Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Художественное конструирование - это творческая работа ребёнка с бумагой и природным материалом, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Публикация «Опыт работы на тему „Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах

Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через художественное конструирование.

Я определила для себя задачи: формирование практических навыков работы с материалами и инструментами, познание свойств различных материалов, формирование пространственных представлений, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие творческих способностей.

Стремительно происходящие изменения в жизни общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И. П. Павлов и И. М Сеченов. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка, физическое совершенствование ребёнка, эстетическое развитие. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Актуальность художественного типа конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира. В художественной композиции, максимально используя не только знаковые, но и символические средства. Проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения художественного конструирования с использованием различных материалов для развития творческих способностей дошкольников.

Свою работу с детьми я проводила по двум направлениям: проведение специально организованного обучения и создание условий для самостоятельных практических действий детей. Каждое педагогическое мероприятие проводила с использованием современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, проектные, социально-личностные). При организации занятий по обучению детей художественному конструированию соблюдала следующие условия: учет возрастных и индивидуальные особенности детей, интерес к деятельности и конкретное практическое применение, постепенное усложнение технических и изобразительных средств обучения, положительная оценка результатов детского труда, эмоциональный настрой.

В работе с детьми я использовала наиболее эффективные методы и приемы: создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей., динамическая пауза, практическая деятельность детей, рефлексия деятельности детьми.

На первых занятиях я использовала показ с подробным объяснением своих действий с предметами, тем самым побуждая детей думать вслух, мастерить и проговаривать свои действия, используя пословицы и поговорки. Проводила занятия с природным материалом (шишки, кора, листья, косточки, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, крупа, семена овощей и цветов, бросового материала (коробки и баночки разных размеров, бумаги (обычная, гофрированная, салфетки, газеты, картон, фольга, ткань, проволока, вата, целлофан, поролон.

С первых занятий я приучала детей к аккуратности в работе, следила, чтобы технология обработки быта несложной, а время, на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремления к самостоятельности. Перед обучением детей проводила беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с рассматриванием коллекций и книг. Так были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок.

Для того, чтобы поддержать интерес к изготовлению поделок, в группе организовала предметно-развивающую среду : «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке: разнообразные материалы для ручного труда, образцы поделок, альбомы для рассматривания, дидактические игры.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели хороший результат.

Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит», «Угадай на ощупь», «Из чего сделано».

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования трудовых навыков, способствует развитию сенсомоторики, внимания, любознательности, творчества.

Природный материал в качестве строительного, я использовала для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строили дорогу, домик, мосты. Начиная со средней группы, мы делали игрушки из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, желудей, семян. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма.

Работу по изготовлению игрушек из природного материала я начинала с легких конструкций («Кораблик» (Из скорлупы грецкого ореха, палочки и пластилина, «Цветы»(из кленовых носиков, шпажки и пластилина, «Черепаха»(из скорлупы ореха и пластилина) и по мере овладения детьми навыками мы переходили к более сложным поделкам.

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры. И вряд ли мы задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность. Происходит развитие личностных качеств, формируется положительная самооценка, развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Из губок мы делали «Кораблик», из коробок – «Домик», из спичечных коробков – машинки.

При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами мы украшали группу, раздевалку, дарили подарки родителям.

Использовала в работе проекты : «Осеннее дерево», «В гостях у сказки», «Ковер», «Торт», композиции из природного материала «Дружба зверей», «Ферма», и т. д. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ происходит нравственно-эстетическое воспитание детей, умение договариваться, уступать друг другу, помогать, планировать содержание, композицию, радоваться успехам своим и товарищей.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми. Большое внимание уделяю работе с родителями. Они принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках праздниках, изготовление атрибутов, костюмов, игрового оборудования, игр и пособий для занятий. Анализируя свою работу, я могу сказать, что систематическая работа по конструированию является непременным условием развития творческого воображения, способностей, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даё т очень хорошие результаты: дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда, научились свободно действовать с различными материалами, добиваться результатов, занимать себя практической деятельностью в свободное время, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Но моя работа на этом не заканчивается. Я планирую ставить новые задачи, искать нетрадиционный материал и использовать его в работе. Продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды в группе, оптимизировать методы и приемы, формы методической работы.

Для меня как педагога работа по развитию творческих способностей детей помогла совершенствовать свои творческие способности, накопить практический опыт, благодаря чему я участвовала в конкурсах, где занимала призовые места. «Шляпа осени» (победитель, «Светофорик» (лауреат, Дидактическая игра по развитию речи (победитель, «Царевна лягушка» (лауреат, «Ступеньки мастерства» (лауреат). Так же мне нравиться делать разные вещи для души, это топиарии, домовята, парящие чашки, насыпушки, мельницы из джута. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Публикации по теме:

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольниковКонструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников Мастер-класс по теме: «Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников» Актуальность:.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Конструирование из снега как средство развития познавательных способностей детей В этом году я работала со второй младшей группой, дети 3-4 лет. Дождавшись снега, мы с детьми приступили к работе. Что же мы делали? Мы.

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Опыт работы «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников» Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области СЛАЙД №1 С начала.

Опыт работы «Сенсорные книги как средство развития математических способностей дошкольников» СЛАЙД 1 От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,.

Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»
Опубликовано: 28 января 2019 в 20:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД