Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Подготовка детей к школе посредством развития мелкой моторики рук»

ольга благодарова
Опыт работы по теме «Подготовка детей к школе посредством развития мелкой моторики рук»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев".

В. А. Сухомлинский

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

У большинства современных детей сегодня отмечается общее отставание в моторике. Сейчас в основном все родители стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. 20 лет назад родителям и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, вышивать, вязать, стирать белье. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Исходя из этого мы пришли к выводу, что недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной- волевой сфере ребенка. Поэтому мы решили заняться этой проблемой ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте. Работу по развитию мелкой моторики рук своих детей мы начали со старшей группы. Вначале мы выявили исходный уровень развития мелкой моторики рук детей. Для этого мы использовали задания различной степени трудности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большенство детей плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.

Публикация «Опыт работы по теме „Подготовка детей к школе посредством развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах

Актуальность нашей работы это использование методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики, показать значимость использования предполагаемых заданий.

Цель нашей работы : подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:

• Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторике.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентировкой на листе бумаги, в пространстве.

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

• Совершенствовать движение рук и развитие психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

• Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.

Работу по развитию движений рук мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, старались вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Работая по данной теме, мы обратили внимания на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.

В работе с детьми, когда формируются первоначальные представления о развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук детей, мы показываем способы действий и приемы работы.

Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения».Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны, известно что игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни физически.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пуговицами. С помощью пуговиц они могут нарисовать забавные картинки. Во время упражнений с пуговицами мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь,в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Мы заметили что работа с крупами развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

В работе с детьми по данной теме мы предлагаем детям игры с прищепками, которые развивают мелкую моторику рук дошкольников, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение. Чтобы заинтересовать и активизировать детей начинаем игру с сюрпризного момента. Во время свободных игр детей, прищепки «превращаются» в различных животных, птиц, насекомых. Безусловно, главная цель использования прищепок развитии мелкой моторики, это развитие тонких движений пальцев рук.

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание ниток по контору, какого-либо изображения. Сначала с помощью ниткописи мы учили детей выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных. Надо учесть что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крупой и речным песком.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозайка», «Шнуровка», «Собери бусы» и т. д., которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Для решения задач в данном направлении в группе была создана предметно развивающая среда, которая включает в себя игры, пособия, фабричные материалы. Привлекательность материала, с которым дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна, они должны быть яркими, красочными, многофункциональными, вызывать у детей интерес.

Мы используем в работе с детьми такой вид художественной деятельности как оригами. Этот вид работы очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами Затем вместе с ребятами просматриваем все то, что им удалось сделать.

Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На очередном родительском собрании, мы отметили, что один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Нами были предложены различные занятия и упражнения с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов.

Результативность

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки).

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнувшем мы не останавливаемся. Деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук»будет продолжать углублять, изучать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Мы считаем, что чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем больше положительных эмоций испытывают дети. А воспитателю ничего и не надо – только радость в детских глазах.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Подготовка детей к школе посредством развития мелкой моторики рук»
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 01:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД