МААМ-картинки

«Народные подвижные игры» (опыт работы)

Наталья Лебедева
«Народные подвижные игры» (опыт работы)

Народные подвижные игры как средство развития физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника, и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания.

Народные подвижные игры — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств.

Публикация «„Народные подвижные игры“ (опыт работы)» размещена в разделах

Анализ научной работы показал, что данные теоретического исследования убеждают нас в том, что тема, которую я выбрали актуальна. Эту мысль доказывает анализ вариативных программ, который показал, что каждая программа по - своему своеобразна и интересна. Ученые, создавая программы, руководствовались знаниями в области развития физиологии, психологии, педагогики, частных методик. Но минус в том, что народные подвижные игры практически не выделяются из числа подвижных игр. Перечень игр в течение года не варьируется, поэтому интерес к играм не велик, это доказывает и анализ передового педагогического опыта. Таким образом, использование народных подвижных игр является актуальной темой в практике физического воспитания.

В настоящее время проблема роста числа заболеваний не оставляет равнодушными родителей, работников дошкольных образовательных учреждений, а причина этому малоподвижный образ жизни.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным. В педагогической истории России подвижной игре придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания.

Большое значение использованию народных подвижных игр предавала А. П. Усова, отмечая, что, прежде всего игры, служат доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства.

Степень разработанности проблемы.

В настоящее время накоплено немало работ по исследованию народных подвижных игр для широкого использования в ДОУ. Это труды историков, этнографов, фольклористов, педагогов, психологов. Народная подвижная игра - источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.

Работая с детьми, мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, они образуют для его нравственных чувств, сознание и проявление их в общественно - полезной и творческой деятельности.

Таким образом, были выявлены следующие противоречия между значением приобщения детей к физкультуре с помощью народных подвижных игр и недостаточностью разработанности теоретического обоснования и опытно – экспериментальной проверки педагогической технологии проведения народных подвижных игр.

Противоречия:

Воспитатели знают методику проведения игр, но не проводят их, так как не придают воспитательного значения народным подвижным играм.

В группах зачастую не создаются оптимальные условия для проведения игр.

Нет преемственности между ДОУ с семьей.

Цель:

Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.

Задачи:

1. Разработать систему народных подвижных игр.

2. Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.

3. Создать условия для проведения подвижных игр.

4. Организовать взаимодействия с семьями воспитанников.

В работе были определены три этапа:

Констатирующий этап.

Формирующий этап.

Контрольный этап.

Рассмотрев карты здоровья детей, я пришла к следующему выводу: В данной группе 40% детей с первой гр. здоровья и 60% детей со второй гр. здоровья. Дети имеют отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы и органов дыхания.

Также был проведен анализ физических качеств детей на ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие, выносливость. Данная диагностика показала, что у детей физические качества недостаточно развиты. Также проводилась беседа с детьми, чтобы выявить наличие знаний у детей о народных подвижных играх. В беседу были включены следующие вопросы:

1. Знаете ли вы игры других народов?

2. Интересно ли вам играть в народные подвижные игры?

3. В какие игры вы любите играть больше сюжетного характера?

4. Бессюжетного характера?

Таким образом, я выявила, что дети знают очень мало игр всего 3 - 4. Интерес к играм не высок, дети с трудом могли рассказать небольшой сюжет игры. Сюжетным играм дети отдавали большее предпочтение. Далее я провела анкетирование родителей, в анкету были включены следующие вопросы:

1. Часто ли Ваш ребенок играет дома в подвижные игры?

2. Вы знаете какие - нибудь народные подвижные игры?

3. Играете ли Вы с детьми в народные подвижные игры дома, на свежем воздухе?

4. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

5. Читаете детям сказки, разных народов мира?

6. Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру?

Из анкетирования я узнала, что родители мало уделяют внимание на проблему народных подвижных игр.

Формирующий этап: Для реализации задач мною был разработан перспективный план. Выбирая игры разных народов, я руководствовались следующими принципами:

1. В играх было достаточно разнообразных основных видов движений;

2. Игры были не только малой подвижности, но и средней и высокой;

3. В играх были достаточно яркие и разнообразные сюжеты;

4. Игры были направлены на признак национальности, традиции и досуговые.

Все игры были подобраны, следуя рекомендациям врача и подготовленности детей данной группы.

Прежде чем познакомить детей с играми других народов мира, детям читались сказки, рассказы. Ставили постановки драматизации на сказки народов мира.

Так же расширяя кругозор детей, мы взаимодействовали со специалистами: на музыкальных занятиях, на физкультуре, с психологом, педагогом по изобразительной деятельности.

Мы разучивали по 3 – 4 игры в месяц, чтобы дети успевали их усваивать. Помимо подвижных игр проводили игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера. Не исключались народные подвижные игры и в дни, когда были музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались подвижные игры с менее активными действиями. Проводилась подвижные игры на прогулке, в группе проводились игры малой подвижности. Проводилась индивидуальная работа с детьми, которые нуждаются в дополнительных занятиях. Взаимодействие с семьей проходило следующим образом. Совместно с родителями создавали в группе предметно – пространственную среду. Изготовили много разнообразных атрибутов к играм. Мы дали родителям следующие рекомендации: по больше читать детям сказки разных народов мира, чаще играть с детьми дома, на свежем воздухе. Также мы устраивали дни открытых дверей, а также тематические дни: «Дни здоровья». Использовали наглядный материал: папки передвижки, консультации на тему о значимости подвижной игры для детей. Ведь через эти игры дети могут увидеть традиции, обычаи разных народов. Кроме того, в этих играх есть сюжет. А если есть сюжет, то дети будут играть с большим интересом и выполнять определенные действия и задания.

В конце нашей работы мы провели контрольный эксперимент, цель которого проверка эффективности предложенной нами системы народных подвижных игр, через повторный анализ детей. То есть нами была проведена беседа, мы предложили детям вспомнить игры, в которые мы с ними играли. Провели анализ физических качеств детей на ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие, выносливость. Провели повторное анкетирование родителей для того, чтобы узнать, как наша система отразилась на образе жизни семьи.

Анализ эффективности показал следующие результаты:

Дети стали знать больше игр.

Возрос интерес к народным подвижным играм.

Дети с удовольствием стали играть в подвижные игры как сюжетного, так и бессюжетного характера.

Проанализировав физические качества детей, можно увидеть хороший результат. Дети стали более выносливей, ловчее, развивается гибкость, быстрота, сила.

Многие родители стали вести активный образ жизни. Чаще играть с детьми в народные подвижные игры дома и на свежем воздухе, читать детям сказки народов мира, рассказы.

А также посещать открытые мероприятия в детском саду такие как: «Спортивные развлечения», «Дни здоровья», «Веселые старты»

Интересоваться информацией размещенной на информационных стендах в родительских уголках.

В заключении своего выступления можно сказать: Благодаря играм развиваются физические качества детей. Дети получают огромное удовольствие, играя в народные подвижные игры. У детей развивается образное мышление, самостоятельность, укрепляется здоровье. И если в дальнейшем продолжать эту работу, то ребенок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народные подвижные игры» (опыт работы)
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 19:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД