МААМ-картинки

Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников на традициях искусства Кубани»

Татьяна Белоус
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников на традициях искусства Кубани»

Муниципальное образование Павловский район

Краснодарского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида № 15

ТЕМА: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВИДОВ ИСКУССТВА»

Автор опыта :

Белоус Татьяна

Николаевна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 15

Павловский район

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Литературный обзор состояния вопроса….… 3

Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание дошкольников на традициях искусства Кубани“» размещена в разделах

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…. 11

3. Педагогический опыт…. 12

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4. Результативность педагогического опыта.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

4. Выводы…. 20

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВОПРОС СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Чтобы любить Родину, надо знать, за

что её любить, надо знать её историю

знать героев и их великие подвиги.

Только дав ребенку эти знания, мы

можем создать необходимые условия

для преемственности духовной связи

поколений, воспитания в каждом

ребенке патриота и гражданина.

Д. С. Лихачев

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А для нас педагогов – дошкольников самое большое счастье – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Для формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу ещё неутраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана). Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»,- так писал академик Д. С. Лихачёв. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных форм работы по патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Коллектив нашего МДОУ детский сад № 15 восемь лет назад, посчитал, что творческий подход, неравнодушное отношение взрослых к делу возрождения культурных и исторических ценностей края помогут маленькому человеку сердцем и душою воспринять забытые традиции. Ведь любить Родину – значит знать ее историю и хранить ценности. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв). В игровой методике О. В. Кацер сказано «Погружение ребёнка в мир любого вида искусства – это самая первая школа, которая мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Дети находят в искусстве отзвуки того, что они пережили и прочувствовали». Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Одно из приоритетных направлений работы МДОУ детский сад № 15, является воспитание патриотических чувств дошкольников. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мы родились и растем на Кубани. Нашу Кубань недаром называют жемчужиной России, потому что обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. И мы, педагоги, приучаем детей к тому, чтобы они сохраняли звонкие казачьи песни, хранили память о радетелях и защитниках Кубани, приумножали замечательные традиции. Если верно, что язык – душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством его души. И в конце девяностых годов, в нашем ДОУ № 15, педагоги стали приобщать детей к истокам народной культуры, традициям и обычаям малой родины. Была создана фольклорная группа «Веретенце», где детей знакомили с бытом, обычаями, разучивали поговорки, игры, песни, хороводы, слушали кубанские сказки и мн. др. В 2001 году музыкальный руководитель нашего детского сада привез на один из праздников сундук своей матери и прялку. И эти предметы стали первыми экспонатами нашего, еще не открывшегося музея. Благодаря сотрудникам детского сада, родителям, дедушкам и бабушкам наших воспитанников и старожилов станицы, в 2002 году, в нашем ДОУ № 15 был открыт музей «Казачья горница». (Приложение, 1 стр. 1)Это помогло нам знакомить детей воочию с предметами быта и жизнью казаков. С тех самых времен в нашем ДОУ № 15 традиционно проводятся фольклорные праздники: «Осенины», «День матери казачки», «Кубанская ярмарка», и др. (Приложение, 2 стр. 1) Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты работы ДОУ детский сад № 15:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. (Приложение, 3 стр. 8)

3. Мы знакомим детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. (Приложение, 4 стр. 10)

Со временем в ДОУ детский сад № 15 выработалась система работы по патриотическому воспитанию. Была разработана программа «Люблю тебя, моя Россия!» для старшего дошкольного возраста. Основная форма работы это : занятия, беседы, встречи с ветеранами, посещение памятных мест, посещение библиотеки, музея; экскурсии по живописным местам малой родины. В этих формах работы по патриотическому воспитанию мы используем следующие виды деятельности: чтение стихов, чтение стихов под музыку, активное слушание музыки, пение, коммуникативные игры и танцы, изобразительная деятельность, театрализованные представления, игровые упражнения, в которых речь соединяется с движением и музыкой. В старших группах мы строим работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу; Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родная станица, является частью страны, мы даем им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны - рассказываем о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. (Приложение, 5 стр. 10). Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Нет. Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания патриотических начал. Мы организуем пополнение материала о родном крае и родной стране так, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, пение, музыка, театрализованная деятельность, изобразительное искусство, литература.

Например, чтение стихотворения или текста в сопровождении музыки, которую по своему усмотрению подбирает педагог (мелодекламация) :

Слова Л. Нистула, муз. Т. В. Бокач

Велика моя Кубань,

Родина любимая!

Рвется прямо к небесам

Роща тополиная.

Хорошо бежать к реке,

Руки словно крылья.

Оставляя вдалеке

Клубы серой пыли!

(В этом стихотворении гордость и любовь к малой родине, к родной природе).

Или, система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением и музыкой (логоритмика) :

Слова С. Железновой, муз. из коллекции АНИМЭ

Я хочу построить дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб окошки были в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом, чтоб сосна росла.

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Был лужок, паслась овечка.

Шевелят пальчиками, изображают травку. Показывают «рожки».

Чтоб на травке жил жучок,

Указательным и средним пальцем «перебирают» по руке вверх.

Бегал быстрый паучок,

«Перебирают» всеми пальчиками, поднимаясь вверх по руке.

Солнце было, дождик шел,

Руки скрещены над головой с растопыренными пальчиками. Встряхивающие движения кистями рук.

И цветок в саду расцвел.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Чтоб флажок на доме был,

Эмитируют развивающийся флаг.

И за домом ежик жил.

Кисти рук сомкнуты в «замок», пальцы поднимаются и опускаются.

И такой хочу я дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб все дружно жили в нем!

Дети обнимают себя за плечи или берутся за руки.

(Привитие любви к родному дому, родной природе и всему живому; дружеских взаимоотношений между людьми).

Коммуникативные игры и танцы – танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, тактильный контакт, осуществляемый в танце, который способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.

Слова и музыка С. Коротаевой

Здравствуй дружочек! Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок.

Приветствие ведущего с приглашением встать в круг.

Руку мне дай, и я тебе дам. И будет весело нам.

Дети подают друг другу руки.

Громко мы крикнем на весь белый свет:

_ - Люди, привет! Солнце, привет!

Громко приветствуют, поднимая руки вверх.

Друзей, обижать мы не будем – нет- нет-

Указательным пальцем отрицая, водят из стороны в сторону.

Ласково скажем: «Привет, привет!»

Активное слушание музыки.

«Времена года», А. Вивальди. Дети выполняют движения, слушая музыку; могут свободно двигаться под неё, пользоваться атрибутами, подыгрывать на музыкальных инструментах, т. е. изображают то, что они чувствуют. Можно предложить детям нарисовать то, что они представили, слушая музыку;

Упражнение в красноречии, искусство чтения стихов и прозы (декламация) :

Люблю мою Кубань Слова Е. Дерюшкина

Маленький край на карте России.

Он небольшой, но очень красивый.

Это маленький южный рай,

Это Кубань, Краснодарский край.

Здесь есть горы и море,

Поля без конца и края,

И реки текут неспешно,

По камушкам перебегая,

Много лесов зелёных

Много садов цветущих,

Степи, луга и поля –

Это наша родная земля!

Театрализованные представления с использованием различных видов театра (пальчиковый, перчаточный, рукавичный, плоскостной и др.). Используются различные авторские сказки, русские народные сказки, произведения художественной литературы. Например, «Имя и фамилия» А. Барто, «Как меня назвали» Б. Житков, «Бабушка отдыхает» В. Сухомлинский, «Друг или враг» Н. Сладков и другие.

Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому наследию. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. (Приложение, 6 стр. 11)

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Мы демонстрируем детям основные права и обязанности советского человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Терминология, используемая в воспитании патриотизма у детей, включает в себя следующие понятия:

Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Малая Родина – любимый уголок земли, где ты родился и живешь.

Толерантность – означает терпимость к иному образу жизни людей, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.

Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Поступок - это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город.

Государственный флаг Российской Федерации — её официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище из трё х равновеликих горизонтальных полос: верхней - белой …

Гимн (греч. hmnos, торжественная песнь Гимн России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом

Коммуникативные игры и танцы – танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствующие развитию доброжелательных отношений между детьми.

Логоритмика – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением и музыкой.

Декламация – упражнение в красноречии, искусство чтения стихов и прозы.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки.

Пение – искусство передачи средствами голоса художественного содержания вокально – музыкальных произведений.

Активное слушание музыки - дети участвуют в музыкально – ритмичном движении, слушая музыку, могут свободно двигаться под неё, пользоваться атрибутами, подыгрывать на музыкальных инструментах, т. е. изображают то, что они чувствуют.

2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ,ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

• Количество групп воспитывающихся и обучающихся по патриотическому воспитанию - 4.

• Количество детей - 85 .

• Возраст детей – от 5 до 7 лет.

• Девочек - 49, мальчиков – 36.

С первых занятий стало видно, дети очень серьезно относятся к изучению материала по патриотическому воспитанию. Воспитанники активно отвечают на вопросы и задают их сами, с большим желанием выполняют задания творческого характера. Например: нарисовать свою семью, оформить открытку пожеланий, приготовить поделки из природного материала и мн. др. Все работы обязательно просматриваются всеми детьми, дети сами комментируют и рассказывают о них. Большой интерес вызывают у детей такие темы, как: «Я и моя семья», «Моя малая родина», «Родная природа». Дети приносят в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывают интересные истории из жизни семьи. Мы создали стенд «Как я помогаю дома», каждый ребенок принес свою фотографию и рассказал о своей помощи. По теме «Моя малая родина» проводим много бесед, экскурсий, наблюдений. Дети с огромным удовольствием делятся впечатлениями от увиденного, вместе с родителями готовят рассказы о подвигах людей, именами которых названы улицы станицы. Рассказывают о любимых и живописных уголках станицы, истории возникновения зданий, скверов. Активное участие принимают в фольклорных праздниках, развлечениях, играют в казачьи игры. Мы заметили, что в рисунках по замыслу у детей появились темы связанные с нашей станицей: «У фонтана», «В парке» и т. д. Дети эмоционально, содержательно рассказывают о животных, морях, реках родного края. Приносят книги, энциклопедии, домашние рисунки. Ребята с удовольствием помогают нам в посадке цветов, уборке территории. У них появилось новое отношение к окружающему: что любишь – надо беречь. Ребята могут анализировать свои поступки и поступки сверстников, сопереживать, восхищаться, быть ответственными, проявлять терпимость, уважение по отношению к другим.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

В своей работе мы использовали следующие методы воспитания : методы формирования сознания личности, которые включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, пример. Они направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируется система взглядов, понятий, убеждений. Кроме этого, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Методы организации деятельности, обобщения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. В группах нашего детского сада оформлены зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. У нас имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родной станицы, родной страны, столицы, климатических зон России.

В МДОУ детский сад № 15 функционирует комната «Казачья горница». Её экспонаты постоянно пополняются силами коллектива, родителей, старожилов станицы. Большая роль отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т. к. воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.

В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры, различные виды искусства (музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию мы включаем беседы о родном городе (селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д., рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Чтобы дети знати свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, коллектив в детском саду устраивает встречи с пожилыми людьми, «Посиделки», где рассматриваются семейные альбомы. Кубанский край представлен моделью «казачьей хаты», предметами быта, одежды. В хате - русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, длинные деревянные лавки, сундуки, посуда. Но это не музей, а место для занятий и игр. На стенах хаты - фотографий детей, дедушек и бабушек, паи во время службы в армии, прадедов, свадебные фотографии родителей. Педагоги нашего ДОУ работают над повышением своего профессионального мастерства. В нетрадиционной форме проводятся педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Это – прослушивание аудиокассет с записями Кубанского казачьего хора, рассматривание исторических фотоматериалов, просмотр дисков со старинными обрядами и праздниками (старинные свадьбы, проводы в армию, народные фольклорные праздники). Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

Творческой группой, в которую входят воспитатели : Литвинова Т. Ф., Каленчук Н. Д., Давыдова Л. С., Беляева И. А., старший воспитатель Белоус Т. Н., разработан цикл занятий : «Дом, в котором мы живем», «Роспись макитры», «Изготовление плетня», «Украшение башлыка», «Предание старины глубокой». Разработанные сценарии праздников и развлечений: «Едут по станице казаки», «Кубанская ярмарка», «Покров-день» - в которых принимают участие дети, педагоги, родители. На «Бабушкиных посиделках» особенно ощущается связь времен и поколений. Детям полюбилась простая кубанская кухня : вареники с картошкой и капустой, квашеная капуста и картошка в «мундире». Приготовление этих блюд на «посиделках» сопровождается кубанской народной песней «Варэнички». Поддерживая интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, беседуем с ними о том, что их интересует:

1. «Откуда, наши корни?»

2. «Большая наша Родина».

3. «Промыслы и ремесла на Кубани».

4. «Выдающиеся личности в истории Кубани».

5. «Природа кубанского края».

6. «История защиты Отечества», «Памятники ВОВ».

7. «Символика Российского государства, Кубани».

Существует у нас традиция : накануне великого праздника Победы, с детьми подготовительной группы и родителями ходим к Вечному огню поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание цветов, деревьев. Дети совместно с взрослыми заложили молодой вишневый сад на территории детского сада. Под руководством музыкального руководителя Дворяткиной Ирины Владимировны дети поют песни: «На Кубани мы живем», «Уж вы гости, гости» и др. Дети на просто зубрят песни и танцы, разучивание сопровождается исторической справкой, рассказом о быте и нравах далекого времени, дается разъяснение слов на кубанском говоре.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

В нашем ДОУ функционирует кружок для родителей «Сударушка», театрализованная студия «Детство». Воспитанники групп занимаются бисероплетением, поют фольклорные песни.

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями. (Приложение,7 стр. 14)

3.2 Актуальность педагогического опыта.

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Опыт нашего ДОУ № 15 помогает решить следующие задачи:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Успешно решать поставленные задачи, нам помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, пение, танцы, литература. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно актуально в наши дни, когда среди какой, то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому мы в детском саду поддерживаем и направляем интерес ребенка к людям других национальностей. Рассказываем, детям, где территориально живет каждый народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Основной идеей нашей работы является объединение усилий педагогов и родителей, для того чтобы сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Современная социокультурная ситуация в стране, новые идеологические установки требуют переосмысления цели воспитания и обучения. Цель должна быть реальной, четкой и гибкой, учитывать интересы не только общества в целом, но и каждого отдельного ребенка, отдельных социальных групп и слоев населения, а также реальных возможностей реализации цели. Наша работа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

В основу педагогического опыта положены следующие принципы:

принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В

процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его

опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)

3.4. Результативность педагогического опыта.

Результатом нашей работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.

Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями (пословицами и поговорками, которым они дают свои понятия, легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники. В ДОУ с использованием средств искусства проводятся вечера встреч, посиделки, праздники, развлечения, занятия. В результате проводимой работы, педагоги способствуют:

- воспитанию уважения к русским традициям и промыслам;

- воспитанию уважения к труду;

- воспитанию бережного отношения к родной природе;

- формированию элементарных знаний о правах человека;

- расширению представлений о малой родине, о России;

- формированию коммуникативных навыков;

- развитию психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, речи;

- обеспечению возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей.

По итогам анкетирования родителей «Отношение к программе по нравственно – патриотическому воспитанию», было выявлено, что данная тема очень актуальна на данный момент, родителям небезразлично, каким человеком вырастет их маленький ребенок.

По результатам диагностики в подготовительной группе за 2009 – 2010 учебный год, знания, умения и навыки детей по патриотическому воспитанию на конец учебного года усвоены на высоком уровне -86%, на среднем 14 %. По сравнению с данными на начало учебного года высокий уровень вырос на 48 %.

Мы наблюдаем дружеские отношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Ребята могут договариваться, помогать друг другу, стремятся радовать старших хорошими поступками. Проявляют уважительное отношение к окружающим.

(Приложение,8 стр. 20)

У ребят сформированы волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. У воспитанников сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

Активная связь с родителями воспитанников дала свои результаты. Эта работа вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, способствует сохранению вертикальных семейных связей.

А это и есть первые ростки - патриотического воспитания.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. В нашем ДОУ большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников с использованием различных видов искусства (изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка).

Арттерапия – это использование всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Терапия искусством доступна для воспитателей, учителей, музыкальных педагогов и родителей. Здесь не требуется специальных медицинских знаний, ведь терапия искусством в педагогике используется не в буквальном смысле «лечения», а в смысле «социального врачевания». Мы скомпоновали традиционные методы патриотического воспитания и обучения детей с различными видами деятельности, такими как:

- мелодекламация- чтение стихов или текста в сопровождении музыки;

- логоритмика – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением и музыкой; (Приложение, 9 стр. 21)

- коммуникативные игры и танцы – танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые

задания, тактильный контакт, осуществляемый в танце, который способствует развитию доброжелательных отношений между детьми; (Приложение,9 стр. 21)

- активное слушание музыки – дети участвуют в музыкально – ритмичном движении, слушая музыку, могут свободно двигаться под неё, пользоваться

атрибутами, подыгрывать на музыкальных инструментах, т. е. изображают то, что они чувствуют;

- пение- искусство передачи средствами голоса художественного содержания вокально – музыкальных произведений;

- театрализованная деятельность – различные виды театра (пальчиковый, перчаточный, рукавичный, плоскостной и др. ;

Эти виды деятельности мы взяли из методик Т. А. Боровик и О. В. Кацер.

Педагоги ДОУ неоднократно принимали участие в работе авторских семинаров Татьяны Анатольевны и Ольги Валерьевны. Методики, созданные ими, являют собой целостную, новаторскую и, в своем роде, уникальную систему комплексного развития ребенка.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Наш опыт взял свое начало со знакомства детей с различными видами фольклора, благодаря этому в нашем ДОУ № 15 появилась фольклорная группа «Веретенце», целью которой стало, приобщение детей к истокам народной культуры, традициям и обычаям малой родины. Руководителем этой группы был музыкальный руководитель детского сада Колдун Александр Николаевич. На праздники детского сада мы приглашали образцовый фольклорный ансамбль «Радуга»(Художественный руководитель, хормейстер- заслуженный работник культуры Кубани В. П. Ермолаев, концертмейстер – Колдун А. Н.).

Затем в ДОУ № 15 появился музей «Казачья горница». Это помогло нам знакомить детей воочию с предметами быта и жизнью казаков, историей Кубани.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью, поэтому был в ДОУ № 15 создан кружок народно – прикладного искусства «Сударушка». Он функционирует два раза в неделю. Цель кружка – знакомство с элементами народно – прикладного искусства малой родины и организация продуктивной деятельности, руководителем кружка, является воспитатель нашего ДОУ № 15 Каленчук Нина Дмитриевна. (Приложение,10 стр. 22) Продолжая работу по патриотическому воспитанию детей, мы педагоги, прежде всего сами изучали природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Мы продумывали, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только нашей местности, доступно показать связь родной станицы со всей страной. В результате этого была разработана программа «Люблю тебя, моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. (Приложение,11 стр. 23) Цель программы - воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества. Задачи программы: формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду; формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами различных видов искусства : музыка, пение, танцы, изодеятельность, художественное слово, театрализованная деятельность.

Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя. Помогают легко сформировать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, малой родине, уважение к традициям, дружеские отношения между сверстниками, уважение к людям труда. В старших группах детского сада организованы гражданско-патриотические уголки. Это способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России. (Приложение,12 стр. 51)

На базе нашего ДОУ проводятся семинары («Новые аспекты вовлечения родителей воспитаельно - образовательный процесс», «Преемственность в работе детского сада, семьи и школы» и др., открытые занятия по разным видам деятельности для педагогов района. На них мы делимся опытом работы, показываем разнообразные формы воспитания и обучения детей. Многие педагоги ДОУ района применяют предложенные нами формы работы с детьми в своих детских садах. (МДОУ детский сад № 11, № 5, № 12).

Педагоги нашего ДОУ неоднократно участвовали в организации и проведении открытых занятий для слушателей курсов повышения квалификации, проводимых в Павловском районе.

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Начиная работу по патриотическому воспитанию несколько лет назад, мы в основном строили её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомили детей с народными промыслами, фольклором. Главной нашей задачей было, сохранить и преумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков.

Патриотическое воспитание многогранно по содержанию и сейчас мы свою работу строим с учетом принципа интеграции образовательных областей с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основываясь на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Предусматриваем решение поставленных задач по данной теме в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Наши педагоги стараются строить работу так, чтобы занятия повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Мы приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам. Например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д. Широко применяем игровые приемы, которые важны для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятий, праздников.

Таким образом, каждая тема подкрепляется различными продуктивными видами деятельности и различными средствами искусства (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, театрализованные представления, коммуникативные игры и танцы и др.).

Мы активно привлекаем к нашей работе родителей. Это семейные экскурсии по району, станице, посещение с родителями отдельных предприятий, учреждений и т. д. Итоги таких экскурсий выражаются в фотовыставке, в совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.). А также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

4. ВЫВОДЫ.

Делая вывод из выше сказанного, необходимо отметить, что дошкольный возраст это – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой. Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у нашей детворы любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей малой родине и стране. Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующее:

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Используя различные виды искусства (музыка, пение, танцы изобразительная деятельность, литература, театрализованная деятельность, в проводимой работе по патриотическому воспитанию, педагоги способствуют:

воспитанию уважения к русским традициям и промыслам;

воспитанию уважения к труду;

воспитанию бережного отношения к родной природе;

формированию элементарных знаний о правах человека;

расширению представлений о малой родине, о России;

формированию коммуникативных навыков;

развитию психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, речи;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

обеспечению возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Музейная комната «Казачья горница»

Приложение 2

«Осень в гости к нам пришла» «День матери - казачки»

«Масленица» «Быть матерью – великое счастье»

«Быть матерью – великое счастье»

Составители: старший воспитатель Белоус Т. Н., воспитатель Беляева И. А.

Программные задачи:

- обучающие задачи: знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви к своим близким.

- воспитательные задачи : содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера, уважения к окружающим.

Наглядно – иллюстративный материал:

Иллюстрации икон Пресвятой Богородицы

Предварительная работа :

Беседы о маме, индивидуальное разучивание стихотворений о маме, песен; объяснение понятия «икона»

Ход праздника:

Осень разукрасила парки и сады,

Падают, кружатся желтые листы.

На рябинах красные ягоды горят,

Подарила осень им, к празднику наряд.

Постаралась, славно! Краски не жалела,

В яркие цвета все вокруг одела.

Буйством цвета красок, чудной красоты

К празднику Дню матери – расцвели цветы!

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Да, сейчас последний осенний месяц - ноябрь. В этом году он такой теплый, солнечный, золотой. И в этом месяце Россия отмечает праздник День матери. Это очень родное для всех событие. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность.

Ни устали не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Все тревожится о нас.

Как баюкала, кормила,

У кровати пела нам

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

- А сегодня, на нашем празднике я вам хочу рассказать о Матери – заступнице, о Матери – помощнице о Пресвятой Богородице. (Ведущий, обращает внимание на икону Божьей Матери на слайде 1)

Божья Матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как, Божья Матерь своего сына. Любовь матери к своему ребенку особая, жертвенная. Это такая любовь, когда человек может отдать для другого самое дорогое, что у него есть, с чем трудно расстаться, а

иногда и свою жизнь. И я вам скажу по секрету, что ваши мамочки любят вас так же, как Божья Матерь своего сына.

- А вы, любите своих мам? (ответы детей)

Нам маму видеть хочется веселой, молодой.

Так постарайтесь, чтоб она всегда была такой.

А чтоб от дел домашних ей меньше уставать,

То надо нам самим скорей ей в этом помогать.

А если так случилось, что маму вы обидели

То попросить прощение скорее, не хотите ли?

Ведь если слово резкое сказал ты вдруг в обиде,

Тогда морщинки на лице на мамином увидишь.

Не надо маму огорчать, скорей признай ошибку,

Тогда на мамином лице увидишь ты улыбку.

- А теперь продолжу свой рассказ о Пресвятой Богородице. У неё тоже были родители. Отец Иоаким, мать – Анна. Они долго не могли иметь детей, и поэтому долго и усердно молились. Однажды перед Анной предстал ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана. У тебя родится дочь и наречется Марией». И вот родилась долгожданная дочь – плод многолетних молитв. И назвали её Мария, что означает Госпожа. Когда Марии исполнилось три года, повели родители её в Иерусалимский храм. Марии внушали с рождения, что она посвящена Богу и должна жить в храме.

Когда мир дольний погибал, И всюду грех в нем ликовал,

В стенах смиренных Назарета

Явилось нам спасенье света:

Святая Дева Мариам,

Предстала в юной жизни там.

Недолго средь родных Она

Была в семействе украшеньем,—

Особым Неба устроеньем

Она в Храм Божий введена,

И Дочь Святая Иоакима

Своей младенческой стопой

Как бы на крыльях Херувима

Вступила в Божий дом святой.

А в храме жизнь Ее текла,

Как райский день— тиха, светла,

Занятий в исполнении строгом. (слайд 2)

-Когда Мария жила в храме, она почувствовала неизъяснимую сладость молитвы и полюбила уединение. Смирение, скромность, внимание и кротость по отношению к подругам, были отличительными её качествами характера. Мария очень любила читать и вышивать.

Однажды к Марии явился архангел и сообщил радостное благовестие: «Обретешь Ты благодать у Бога, и рожденное тобой Святое наречется Сыном Всевышнего.

И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой» (слайд 3)

- Дева Мария была смирена сердцем, осмотрительна, благоразумна в словах. Правилом Её было – никого не оскорблять, не завидовать, почитать старших, всем желать благо. Она даже выражением лица ни разу не обидела Своих родителей. Не было у неё ничего сурового во взгляде, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, весь её внешний вид был выражением души, олицетворением чистоты.

Всмотритесь в икону Божьей Матери, как бережно она держит Иисуса Христа. Ласково наклонила к нему свою голову. Она его очень любит, заботится о нем. Точно так же заботятся о вас и ваши мамы. (слайд 4)

Нет человека ближе и роднее, чем мама. Мама – святое слово для каждого из нас. Именно она дарит нам самое главное – жизнь, открывает для нас новый мир, её тепло и доброта всегда незримо сопутствуют нам. Быть матерью – великое счастье, но и в то же время великая ответственность, нелегкий, самоотверженный труд. Ведь недаром говорят «Материнская молитва со дна моря достанет»

И сегодня мы хотим подарить приятные минуты радости нашим мамам.

Итак, для вас, милые и ласковые, добрые и чуткие наш праздник, посвященный Дню матери.

Танец с зонтиками «Осенние размышления» (слова и музыка Л. А. Старченко)

Посмотрите, как мы нарядились,

Как красиво украсили зал.

В гости солнышко мы пригласили,

Чтобы мамин денек засиял.

Мам своих мы поздравляем

И от всей души желаем

Быть здоровыми, счастливыми,

Веселыми, красивыми.

Мы собрали в зале множество ребят

Голоса их звонко, радостно звенят

Самый главный праздник света и добра

Празднует сегодня наша детвора.

Собрались поздравить славных наших мам,

Милые, родные

За все, спасибо, вам!

Исполняется песня «Нужные слова» (сл. и муз. Т. З. Прописновой)

- МАМА – это самый близкий и родной нам человек! Недаром про материнскую любовь сложено столько стихов и песен.

Взгляд ваш добрый бесценен,

Наши милые мамы!

Всё для вас – этот праздник, и признанье в любви.

И для вас мы на сцене в этот день выступаем.

Этот мир разноцветный подарили нам вы!

Композиция «Разноцветная игра» (модель Т. А. Боровик, музыка Б. Савельева)

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Вступление: дети становятся парами, свободно располагаясь в зале. 1 фигура

Запев:

И. П. - стоя, ноги в 1-й позиции (пятки вместе, носки врозь, руки согнуты

в локтях над головой, кисти соединены «домиком».

1-4 такты: наклоны туловищем вправо-влево на «пружинке».

5-8 такты: полуобороты туловищем вправо-влево, руки перед лицом, кисти сжаты, как «бинокль» у глаз.

Припев: на слова «Никому про наш секрет не говори…» грозят друг другу

пальцем правой руки (на «пружинке»); на слова «А стекляшек разноцветных набери.» - руками перед собой выполняют движения

«как лепят пирожки» (на «пружинке»);

«Ты зажмурься.» - закрыть глаза обеими руками;

«И три раза повернись.» - повернуться на месте на носках;

«А теперь.» - правая рука вниз,

«глаза открой.» - левая рука вниз,

«и удивись» - приподнять плечи («удивиться»).

В соответствии со словами эти движения повторить два раза. 2 фигура

И. П. - сидя на пятках, руки в упоре перед собой.

Запев: 1-4 такты: вращения тазом, стоя на коленях, носки оттянуты (как «хвостики»).

5-8 такты: сидя на пятках, имитация движений «кошка умывается».

Припев: повторить движения на припев 1 фигуры. 3 фигура

Запев: ходьба по кругу друг за другом.

Припев: повторить движения предыдущих фигур. На повторение припева (в третий раз) дети идут вперед в свободных

направлениях, «грозя» при этом пальцем, затем повторяют те же движения лицом к зрителю. Первый проигрыш (плясовой) :

1 предложение

1 фраза: 3 хлопка справа;

2 фраза: 3 хлопка слева;

3фраза: 3 хлопка по коленям

4 фраза: 3 хлопка перед собой (полуприсед)

2 предложение

1 фраза: 3 притопа с полуоборотом направо (руки на поясе);

2 фраза: 3 то же налево;

3-4 фразы: подскоки на месте;

5 фраза: на «раз» - на прыжке правую ногу на пятку, на «два» - на носок через левую ногу, повторить два раза правой ногой;

6 фраза: повторить те же движения левой ногой;

7 фраза: на прыжке вперед правую ногу на носок, ударить носком об пол два раза, затем левой ногой те же движения;

8 фраза: выбрасывание ног с ударом носком о пол по 1 разу (подряд).

Второй проигрыш (игровой - как вступление)

Повторить движения вступления.

2 фигура

2 куплет

Повторить движения 1-й фигуры. На последний аккорд прыжок на двух ногах, руки вверх.

Посмотрите тут и там расцвели цветочки!

Это ваши милые дочки и сыночки.

Мы – цветочки мамины, нас не сосчитать.

Будем мы под солнышком ярко расцветать!

Песня «Мамочка любимая»

Самое прекрасное слово на земле - МАМА. Слово, которое звучит одинаково прекрасно и нежно на всех языках мира. И наш праздник вызовет у наших мам улыбки, они почувствуют сегодня себя самими милыми, добрыми, счастливыми, любимыми!

Умыты дождиком травинки и листочки.

И сразу стало чисто и свежо.

А мама улыбнулась своей дочке,

И будто солнце в комнату вошло.

Нет никого роднее мамы в мире,

Нет ничего нежнее её рук

Нет никого добрее и красивей.

Она - наш самый лучший верный друг.

С поздними осенними цветами

Наступает этот день в году.

К дорогой своей любимой маме

Я тихонько утром подойду:

- Нет милей тебя на белом свете,-

Много раз ей это повторю.

И дубочков желтенький букетик

Я любимой маме подарю!

- Видите, какой хороший добрый праздник у нас получился. И это потому, что с нами рядом наши любимые мамочки. Давайте пригласим их в круг и все вместе построим ДОМ. Дом - счастья, добра, красоты!

«Я хочу построить дом» (модель Т. А. Боровик)

Слова С. Железновой, муз. из коллекции АНИМЭ

Я хочу построить дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб окошки были в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом, чтоб сосна росла.

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Был лужок, паслась овечка.

Шевелят пальчиками, изображают травку. Показывают «рожки».

Чтоб на травке жил жучок,

Указательным и средним пальцем «перебирают» по руке вверх.

Бегал быстрый паучок,

«Перебирают» всеми пальчиками, поднимаясь вверх по руке.

Солнце было, дождик шел,

Руки скрещены над головой с растопыренными пальчиками. Встряхивающие движения кистями рук.

И цветок в саду расцвел.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Чтоб флажок на доме был,

Эмитируют развивающийся флаг.

И за домом ежик жил.

Кисти рук сомкнуты в «замок», пальцы поднимаются и опускаются.

И такой хочу я дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб все дружно жили в нем!

Дети обнимают себя за плечи или берутся за руки.

Пусть этот день, как светлый праздник,

Вольется радостью в ваш дом,

И вашу жизнь навек украсят

Надежда, счастье и любовь!

- А какой же праздник не обходится без сюрпризов и подарков?

Дорогие любимые мамы,

Лучше вас, на свете нет.

Примите от нас, наши мамы

Красивый осенний букет!

Милые мамочки, добрые, нежные.

Примите от нас вы цветочки волшебные.

И будьте прекрасны, как эти цветы.

И всех окружайте теплом доброты!

Дети дарят мамам букетики осенних цветов и ангелочков, сделанных своими руками.

- Пусть эти ангелы – хранители оберегают ваших мам от невзгод, болезней.

Песня «Маму поздравляем»

Ведущий поздравляет всех женщин в зале

(читает стихотворение)

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.

Но она не уснет, продолжая нас ждать.

Я сегодня хочу до земли поклониться

Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.

Той, которая жизнь подарила нам в муках,

Той, что снами, порой, не спала по ночам.

Прижимали к груди ее теплые руки.

И молилась за нас всем Святым Образам.

Той, которая Бога просила о счастье,

За здоровье своих дочерей, сыновей,

Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник.

И больнее ей было от боли детей.

Из родного гнезда вылетаем как, птицы:

Поскорее нам хочется взрослыми стать.

Я сегодня хочу до земли поклониться.

Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.

Приложение 3

Праздник в нашей станице

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников на традициях искусства Кубани»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 14:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД