МААМ-картинки

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре» (13 фото)

ольга романенко
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре»

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на тему : «Приобщение детей к русской народной культуре» Романенко Ольги Александровны, воспитателя МДОБУ №16 «Солнышко» п. Прогресс Краснодарского края.

Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию „Приобщение детей к русской народной культуре“» размещена в разделах

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Я работаю воспитателем 25 лет, последние три года приоритетным направлением моей деятельности является духовно-нравственное воспитание. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ», также черпаем информацию и интересный материал из авторской программы «Тёплая избушка» (автор Малова В. В.)

Цель: приобщение детей к духовно нравственным ценностям и воспитание готовности следовать им.

Задачи:

- формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

- возрождать русские народные традиции;

- помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

- повышать познавательную и речевую активность;

- воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Работу по духовно-нравственному воспитанию ведё м по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родной край (посёлок)», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».

Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др.

Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Мы привлекли родителей для создания фотоальбома «Моя семья», организовали фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая», конкурсы семейной газеты «Как мы провели лето», «Наши увлечения», праздники посвящённые «Дню матери», «Защитникам Отечества».

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре»
Фото «Приобщение детей к русской народной культуре»

В рамках проекта «Моя семья», провели круглый стол с родителями «Семейные традиции», организовали видеоинтервью с детьми. Дети отвечали на вопрос «Что такое семья?» и мы услышали много интересных и даже забавных ответов. Провели анкетирование по теме «Семейные традиции». Анкетирование показало, что на первом месте стоят дни рождения и гражданские праздники (100%, очень редко проводятся семейные обеды (ужины, семейные советы. Редко отмечается день создания семьи и православные праздники. Резуль-таты анкетирования также показали, что родители заинтересованы к приобщению детей и к традициям, и к общим увлечениям. Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями. Организовали консультации «Формирование нравственных ценностей», «Воспитание детей средствами фольклора», «Воспитание чувства милосердия» и др, размещается соответствующая информация в родительских уголках.

В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К 70-летию Великой Победы совместно с родителями оформили стенд «Мы помним», провели торжественное шествие по улицам нашего посёлка с флагами и цветами к Мемориалу погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы. В результате дети имеют расширенное представление о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам-защитникам Родины.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию - фото
Фото №1 Опыт работы практика Опыт работы по духовно нравственному Фото №2 Воспитание детей

Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Поэтому проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, больница, почта, на пруд, в парк. Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о достопримечательностях нашего посёлка, о знаментых земляках, о природе родного края. Мы привлекаем родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», организовали выставку рисунков «Мой дом», «Мой двор», «Наша улица».

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы занятий «Осенью семь погод на дворе», «Зима-затейница», «Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.

Фото №3 Материалы для педагогов воспитанию на тему Приобщение детей к русской Фото №4 Народная культура фольклор народной культуре Романенко Ольги Александровны воспитателя МДОБУ Солнышко п Фото №5 Прогресс Краснодарского края

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Соломенное чудо», «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».

Фото №6 Публикация Опыт работы по духовно нравственному воспитанию Приобщение детей к русской народной культуре размещена в разделах Воспитание детей Фото №7 Материалы для педагогов Народная культура фольклор Опыт работы практика Темочки Изменения происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены прежде всего на улучшение его качества Фото №8 Чрезвычайно важным является то что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте

В своей работе широко используем все виды устного народного творчества : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произведения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выражений: чугунок, лапти, коромысло и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера.

Фото №9 В этот период происходит формирование духовно нравственной основы личности эмоций чувств мышления механизмов социальной адаптации в обществе начинается процесс осознания себя в окружающем мире Фото №10 Я работаю воспитателем лет последние три года приоритетным направлением моей деятельности является духовно нравственное воспитание

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. В связи с этим, совместными усилиями родителей и педагогов нашего детского сада создали мини-музей «Кубанская горница». Освободив небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики. Появились предметы русского быта : чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло, народные игрушки, национальные костюмы.

Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас». Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Я считаю, что мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшеё жизни.

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина» Цели: • формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему; • познакомить детей с историей названия поселка,.

Обобщение опыта: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через музыкальное творчество» Опыт данной работы знакомит педагогов с методической разработкой интегрированных занятий посредством введения дошкольника в народную педагогику,.

Опыт работы по духовно-нравственному направлению Детство - период развития всех качеств человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных.

Педсовет на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Приобщение дошкольников к русской народной культуре Педсовет - деловая игра Повестка дня 1. Вступительное слово. 2. Итоги тематической.

Перспективный план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию «Масленица» Воспитательно – образовательная работа воспитателей Воспитательно – образовательная работа музыкального руководителя Занятие.

Планирование работы в подготовительной группе детского сада «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Перспективное планирование работы в подготовительной группе детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры. сентябрь 1. Тема:.

«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида» Приобщение детей третьего.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание.

Проект для первой младшей группы «Приобщение детей к русской народной культуре»Проект для первой младшей группы «Приобщение детей к русской народной культуре» "Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло" (народная мудрость). Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и речи младших дошкольников.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской народной культуре»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 20:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД