Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС

Любовь Ташкинова
Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС

Опыт работы по ФГОС по апробации Краткосрочных образовательных практик (КОП)

В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения. Дошкольное образование, согласно закону №273-ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего образования. Наряду с этим появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю организацию работы в дошкольной сфере «по-новому». Это введение Единых требований к квалификации специалистов ДОУ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального стандарта педагога, и основного нормативного документа, характеризующего направления в развитии образования Пермского края – «Стратегия 2030». Дошкольному образованию в свете вышеперечисленных документов уделяется особое значение. Еще никогда изменения не заходили так далеко. Изменить сознание взрослых людей – специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной сфере – вот основная задача «революции» в дошкольном образовании.

В соответствии с ФГОС ДО, «Стратегией развития системы образования г. Перми до 2030 года» произошло обновление содержания образования, а именно, программа нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Научить ребенка хотеть быть успешным – вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей – дошкольников.

В модель МАДОУ «ЦРР – детский сад №29» г. Перми вошли следующие составляющие:

• муниципальная продукто-ориентированная программа «12 месяцев – 12 навыков»;

• муниципальная программа дополнительного образования «Пермячок. ru Обучение с увлечением»;

• программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду»;

• муниципальный проект «Личный кабинет дошкольника».

Далее я расскажу, как реализуется программа краткосрочных образовательных практик (далее КОП).

Муниципальная продукто-ориентированная программа

«12 месяцев – 12 навыков»

Одним из средств построения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников ДОУ является разработка и внедрение краткосрочных образовательных практик (далее КОП).

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности. Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка – вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору.

Процесс выбора для ребенка:

• создает эмоциональный настрой;

• учит выделять наиболее значимые, интересные события;

• учит делать выбор;

• учит планировать свою деятельность;

• учит формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Программа краткосрочных образовательных практик предполагает, что построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, т. е. становится субъектом образования, через поддержку инициативы ребенка в различных видах деятельности. Ребенок сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ему выстроить индивидуальный путь развития. Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка.

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта. Каждый образовательный цикл практик позволяет решать актуальные для данной категории детей практические проблемы, вопросы и интересы. Достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Цель введения КОП - содействие социальной адаптации детей и отработка первого положительного опыта самостоятельного выбора траектории образовательного маршрута посредством краткосрочных образовательных практик в условиях ДОУ.

Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать спектр краткосрочных образовательных практик с учётом возрастных особенностей психического развития дошкольников и их интересов, а так же традиций семьи, общества, государства.

2. Создать необходимые условия для организации, проведения, а так же презентации результатов освоения краткосрочных образовательных практик в группах ДОУ.

3. Отработать новые способы конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в период введения краткосрочных образовательных практик в ДОУ.

4. Содействовать проявлению творческой активности детей и их родителей для последующего приобщения к дополнительному образованию по их интересам и способностям.

5. Осуществлять мониторинг результативности введения краткосрочных образовательных практик через построение индивидуальных маршрутов детей и их родителей.

Реализация краткосрочных образовательных практик в

МАДОУ «ЦРР – детский сад№29» г. Перми

Краткосрочные образовательные практики – это курс занятий, направленный на получение ребёнком или родителем конкретного образовательного результата за определённый период времени.

В нашем ДОУ все разработанные КОП рассчитаны на 2 занятия, которые проходят каждую неделю в дневное время, с учетом возрастных особенностей воспитанников. Ежемесячно каждый педагог МАДОУ разрабатывает и реализует одну краткосрочную образовательную практику, в течение года - 12.

КОП вошли в вариативную часть основной образовательной программы МАДОУ и составили 20% .

Структура КОП включает в себя:

1. Образовательные области.

2. Муниципальная модель - образовательный заказ.

3. Родители - активные участники образовательного процесса.

4. Уникальные краткосрочные образовательные практики, в том числе технической направленности: конструирование из бумаги в технике «Оригами»; конструирование из детского пластмассового и металлического конструкторов; конструирование из деталей конструктора «Gigo», «Эва-пластик»; Lego-конструирование; конструирование из плотной бумаги, картона с подвижными частями; плетение из атласных лент.

В связи с введением КОП разработаны локальные акты учреждения:

• приказ о составе рабочей группы по внедрению КОП;

• положение о введении краткосрочных образовательных практик в ДОУ;

• утверждены программы и расписание проведения КОП.

Перед началом введения краткосрочных образовательных практик во всех возрастных группах МАДОУ были проведены родительские собрания с целью информирования родителей о нововведениях в ДОУ. Родителям выдавался перечень практик, доступно объяснялась процедура выбора КОП. Свое согласие на проведение с детьми краткосрочных образовательных практик, родители обозначали в опросном листе.

Программы краткосрочных образовательных практик разрабатываются педагогами, ведущими их, и включают следующие разделы:

• название практики как краткое формулирование основной идеи практики, результат образовательных достижений или продукта, полученного в ходе реализации практики;

• цели и задачи КОП;

• возрастной и количественный состав участников;

• содержание образовательной деятельности по реализации цели и задач в виде сценариев встреч, равное количеству часов данной краткосрочной образовательной практики, с выделением темы (подтемы) каждого часа (встречи);

• оборудование и материалы, необходимые для проведения КОП;

• библиография (список литературы, которой пользовался педагог при составлении программы.

Процедура выбора детьми КОП

Перед проведением КОП в старших возрастных группах детского сада устраиваются ярмарки-презентации «интересного дела». В них игровой персонаж знакомит детей с педагогами-мастерами и предлагает пойти к ним, чтобы чему- то научиться. Данные ярмарки-презентации проводятся в строго определённое время в первую неделю каждого месяца. Количество детей в группе КОП – до 10 человек.

Каждому ребёнку предоставляется возможность выбрать из 6-7 КОП. На каждой ярмарке ребёнок может выбрать только одну образовательную практику из предлагаемых, уже не повторяющихся. Такой широкий спектр позволяет максимально удовлетворить индивидуальные особенности и интересы большинства детей, совершающих свой выбор, и на первых этапах «отсеять» невостребованные КОП.

На ярмарке – презентации каждому ребёнку выдаётся именной жетон, с помощью которого дошкольник делает выбор КОП. Педагог составляет список данной группы по именным жетонам, затем в соответствии с составленным расписанием проводит занятия.

Презентация работ, изготовленных в ходе проведения КОП, проходит в виде выставки детских работ в группе.

В младших возрастных группах ежемесячно перед проведением краткосрочных образовательных практик родителя воспитанников выдается лист семейного выбора, с перечнем КОП, которые будут реализоваться в этом месяце в группе. Родители вместе с ребенком, дома, из 2-3 предложенных практик выбирают одну, вырезают соответствующий жетон, на обратной стороне которого записывают фамилию и имя ребенка. После этого воспитателями группы составляют списки детей зачисленных на ту или иную краткосрочную образовательную практику. Количество детей в группе КОП – до 10 человек. В соответствии с составленным расписанием воспитатели и специалисты дошкольного учреждения проводят занятия с детьми. Презентация работ, изготовленных в ходе проведения КОП, проходит в виде выставки детских работ в группе.

Публикации по теме:

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Инструкция по созданию краткосрочных образовательных практик (КОП-ов) Слайд №1. Я хочу вам представить тему: «Разработка программ краткосрочных образовательных практик в соответствие с ФГОС» Слайд № 2. На сентябрь.

Рекомендации «Освоение образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО» Аннотация Рекомендация содержит информацию об образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО, дает их характеристику, а также о видах.

Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС» Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС ДО» Комплексный подход в реализации задач речевого.

Опыт работы. Использование ИКТ в условиях ДОУ как фактор успешной реализации ФГОС 1 слайд Использование ИКТ в условиях ДОУ, как фактор успешной реализации ФГОС. 2слайд В настоящее время в системе дошкольного образования.

Опыт работы «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Министерства образования и.

Опыт работы «Подготовка детей к школе в ДОУ с учетом ФГОС ДО» представлен на Межрегиональной Конференции в г. Иваново. 1 Слайд. «Подготовка детей к школе в ДОУ, с учетом ФГОС ДО» 2 Слайд. «Быть.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС
Опубликовано: 19 марта 2016 в 19:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фототчёт спектакля старшей группы по сказке «Муха — Цокотуха!»
Театр в детском саду создаёт у детей неповторимую атмосферу настроения праздника, формирует у них адекватную современному миру поведенческую...
Фотоотчет утренника «Прощание с детским садом».
ОТЧЕТ утренника «Прощание с детским садом». Сегодня волненье сдержать невозможно, Последний наш праздник в это саду. На сердце у нас и тепло и тревожно –...
Итоговая НОД по ФЦКМ в Старшей группе Тема: «Королевство волшебных шаров»
ИТОГОВАЯ НОД ПО ФЦКМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Королевство волшебных шаров» Воспитатель высшей категории Шикова Л. П. Цель: показать знания и умения детей,...
Фотоотчёт о проекте «Зайка в гости к нам пришёл»
В нашей группе раннего возраста №2, мы воспитатели провели с детьми краткосрочный проект на тему: "Зайка в гости к нам пришёл". С целью дать...
Правила речевого дыхания.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем...