Опыт работы по музейной педагогике в средней группе

Галина Тимошенко
Опыт работы по музейной педагогике в средней группе

Паспорт проекта

«Наши летние путешествия»

Авторы проекта:

Сорочинская Наталья Михайловна воспитатель 1 категории

Тимошенко Галина Геннадьевна воспитатель 1 категории

Старшей группы «Фантазия» Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 ОАО «РЖД»

Проблема: Каким образом формировать у детей интерес к музеям.

Цель проекта:

• Гармоничное развитие воспитанников путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики.

• Развивать социальную и коммуникативную компетентность.

Задачи проекта:

• Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• Наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

• Приобщать воспитанников к истокам и традициям родного края

• Развивать гуманные и нравственные качества ребенка, формировать познавательный интерес к окружающему миру.

• Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.

Вид проекта: краткосрочный, творческо - информационный.

Время реализации проекта: июль-август 2012г.

Место проведения проекта: город Ростов-на-Дону

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Аннотация к проекту:

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Чтобы активизировать у детей желание творить мы создали мини - музеи в нашей группе, но и стремимся знакомить наших воспитанников с настоящими музеями и подлинными музейными экспонатами.

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекции которых, настолько разнообразны и уникальны, могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

Экскурсии в музеи - это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

Предполагаемый результат

Расширится кругозор детей, откроются возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Будет налажено сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с представителями социума за пределами детского сада.

Воспитанники приобщатся к истокам и традициям родного края; почувствуют себя сопричастными к дружной семье РЖД, испытают гордость за своих родителей - железнодорожников.

У детей сформируется активный познавательный интерес к окружающему миру.

Расширится и обогатится словарный запас дошкольников.

Продукт проектной деятельности

Создание мини – музея «Путешествий» в группе.

Создание летней музейной площадки «Как у нас на Дону».

Фотоальбом «Наши летние путешествия»

Презентация проекта

Оформление фотоальбома «Наши летние путешествия»;

Электронная презентация проекта на итоговом педагогическом совете, на родительском собрании.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

• Составление паспорта проекта

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям

• Взаимодействие с социумом (Областным краеведческим музеем, музеем железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд).

2 этап. Выполнение проекта

• Поездки в музеи

• Проведение с детьми бесед;

• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;

• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);

• Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет.

3 этап. Результаты

• Фотоальбом «Наши летние путешествия»

• Книга семейных проектов «Наши летние путешествия»

Схема реализации проекта

Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности

Познавательно - речевое развитие

Коммуникация Беседы с детьми: «Что такое музей»; «Какие бывают музеи»; «Какие музеи вы знаете.

Свободное общение: «Для кого и для чего нужны музеи», «Мини-музеи в нашей группе», «Мини-музеи в нашем детском саду», «Твой любимый мини-музей» и т. д.

Дидактические игры: «Музы улыбаются», «Тихие ножки», «Услышь голос», «Экскурсия в музей»

Познание Экскурсия в Ростовский краеведческий музей.

Экскурсия в музей железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд

Экскурсия в мини-зоопарк при храме Преполовения в Ростове -на -Дону

Чтение

художественной литературы Чтение: А. Сорокин «Пых-пых и чух-чух»;

Г. Цыферов «Цилиндр паровозика»;

Д. Родари «Будка №27» ;

Стихи Н. Костарева о профессиях железнодорожников;

М. Шолохов «Нахаленок»;

Энциклопедии для дошкольников.

Социально-личностное развитие

Социализация Сюжетно – ролевые игры:

«В музее»;

«Путешествие на поезде»;

«Устроим музей»;

Психо – гимнастика:

«Поездка в автобусе», «Разные паровозики»

Познавательные игры в мини-музеях «Паровозик» и «Чудо-дерево»:

«Назови профессию», «Узнай животное (птицу) по описанию»

Труд Дежурство:

Поддержание порядка в групповых мини- музеях

Труд в природе:

Уборка сорняков, подметание дорожек на летней музейной площадке

Создание книги – самоделки

«Каталог музейных экспонатов»

Безопасность Беседы: «Безопасное

поведение в автобусе»;

«Правила поведения в музее»;

Ситуация: «Если ты оказался около железнодорожного пути»;

Свободное общение: «На чем ты любишь путешествовать?»,

«Наша Родина – Донской край»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество Продуктивная деятельность:

Лепка «Рыбаки на Дону»;

«Следы динозавра»

Аппликация: «Старинные паровозы»

Рисование: «Мы едем на автобусе в музей»,

«Букет Дона»,

«Мое любимое животное»

Музыка Танец «Паровоз – букашка»;

Песня «От вокзала до вокзала»

Песня «Кто живет в Ростове»

Взаимодействие с семьей

Летние семейные проекты - Пополнение групповых мини- музеев новыми экспонатами

- Творчество по теме: «Железная дорога глазами детей», поделки ко «Дню железнодорожника».

- Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Мой музей».

- Изготовление родителями экспонатов и оформление летней музейной площадки «Как у нас на Дону»: колодец, мельница, Казачка, курень и т. д.

- Семейный проект «Наши летние путешествия»

Памятки для родителей Что показать детям дошкольного возраста в музее;

-Как сделать поход в музей приятным и полезным;

-Не затягивайте пребывание в музее;

-Что показать детям младшего возраста;

-Объяснить ребенку, как вести себя в музее.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по музейной педагогике в средней группе
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 17:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...