Опыт работы по музейной педагогике в средней группе

Галина Тимошенко
Опыт работы по музейной педагогике в средней группе

Паспорт проекта

«Наши летние путешествия»

Авторы проекта:

Сорочинская Наталья Михайловна воспитатель 1 категории

Тимошенко Галина Геннадьевна воспитатель 1 категории

Старшей группы «Фантазия» Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 ОАО «РЖД»

Проблема: Каким образом формировать у детей интерес к музеям.

Цель проекта:

• Гармоничное развитие воспитанников путем внедрения в работу с дошкольниками технологий музейной педагогики.

• Развивать социальную и коммуникативную компетентность.

Задачи проекта:

• Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• Наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

• Приобщать воспитанников к истокам и традициям родного края

• Развивать гуманные и нравственные качества ребенка, формировать познавательный интерес к окружающему миру.

• Расширять и обогащать словарный запас дошкольников.

Вид проекта: краткосрочный, творческо - информационный.

Время реализации проекта: июль-август 2012г.

Место проведения проекта: город Ростов-на-Дону

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Аннотация к проекту:

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Чтобы активизировать у детей желание творить мы создали мини - музеи в нашей группе, но и стремимся знакомить наших воспитанников с настоящими музеями и подлинными музейными экспонатами.

Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекции которых, настолько разнообразны и уникальны, могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.

Экскурсии в музеи - это праздник, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.

Предполагаемый результат

Расширится кругозор детей, откроются возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Будет налажено сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с представителями социума за пределами детского сада.

Воспитанники приобщатся к истокам и традициям родного края; почувствуют себя сопричастными к дружной семье РЖД, испытают гордость за своих родителей - железнодорожников.

У детей сформируется активный познавательный интерес к окружающему миру.

Расширится и обогатится словарный запас дошкольников.

Продукт проектной деятельности

Создание мини – музея «Путешествий» в группе.

Создание летней музейной площадки «Как у нас на Дону».

Фотоальбом «Наши летние путешествия»

Презентация проекта

Оформление фотоальбома «Наши летние путешествия»;

Электронная презентация проекта на итоговом педагогическом совете, на родительском собрании.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

• Составление паспорта проекта

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям

• Взаимодействие с социумом (Областным краеведческим музеем, музеем железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд).

2 этап. Выполнение проекта

• Поездки в музеи

• Проведение с детьми бесед;

• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;

• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);

• Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет.

3 этап. Результаты

• Фотоальбом «Наши летние путешествия»

• Книга семейных проектов «Наши летние путешествия»

Схема реализации проекта

Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности

Познавательно - речевое развитие

Коммуникация Беседы с детьми: «Что такое музей»; «Какие бывают музеи»; «Какие музеи вы знаете.

Свободное общение: «Для кого и для чего нужны музеи», «Мини-музеи в нашей группе», «Мини-музеи в нашем детском саду», «Твой любимый мини-музей» и т. д.

Дидактические игры: «Музы улыбаются», «Тихие ножки», «Услышь голос», «Экскурсия в музей»

Познание Экскурсия в Ростовский краеведческий музей.

Экскурсия в музей железнодорожного транспорта на станции Гниловская СКЖд

Экскурсия в мини-зоопарк при храме Преполовения в Ростове -на -Дону

Чтение

художественной литературы Чтение: А. Сорокин «Пых-пых и чух-чух»;

Г. Цыферов «Цилиндр паровозика»;

Д. Родари «Будка №27» ;

Стихи Н. Костарева о профессиях железнодорожников;

М. Шолохов «Нахаленок»;

Энциклопедии для дошкольников.

Социально-личностное развитие

Социализация Сюжетно – ролевые игры:

«В музее»;

«Путешествие на поезде»;

«Устроим музей»;

Психо – гимнастика:

«Поездка в автобусе», «Разные паровозики»

Познавательные игры в мини-музеях «Паровозик» и «Чудо-дерево»:

«Назови профессию», «Узнай животное (птицу) по описанию»

Труд Дежурство:

Поддержание порядка в групповых мини- музеях

Труд в природе:

Уборка сорняков, подметание дорожек на летней музейной площадке

Создание книги – самоделки

«Каталог музейных экспонатов»

Безопасность Беседы: «Безопасное

поведение в автобусе»;

«Правила поведения в музее»;

Ситуация: «Если ты оказался около железнодорожного пути»;

Свободное общение: «На чем ты любишь путешествовать?»,

«Наша Родина – Донской край»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество Продуктивная деятельность:

Лепка «Рыбаки на Дону»;

«Следы динозавра»

Аппликация: «Старинные паровозы»

Рисование: «Мы едем на автобусе в музей»,

«Букет Дона»,

«Мое любимое животное»

Музыка Танец «Паровоз – букашка»;

Песня «От вокзала до вокзала»

Песня «Кто живет в Ростове»

Взаимодействие с семьей

Летние семейные проекты - Пополнение групповых мини- музеев новыми экспонатами

- Творчество по теме: «Железная дорога глазами детей», поделки ко «Дню железнодорожника».

- Создание совместно с родителями книги из детских рисунков «Мой музей».

- Изготовление родителями экспонатов и оформление летней музейной площадки «Как у нас на Дону»: колодец, мельница, Казачка, курень и т. д.

- Семейный проект «Наши летние путешествия»

Памятки для родителей Что показать детям дошкольного возраста в музее;

-Как сделать поход в музей приятным и полезным;

-Не затягивайте пребывание в музее;

-Что показать детям младшего возраста;

-Объяснить ребенку, как вести себя в музее.

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по музейной педагогике в средней группе
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 17:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...