МААМ-картинки

Опыт работы по психолого-педагогическому просвещению родителей дошкольников

Татьяна Белотелова
Опыт работы по психолого-педагогическому просвещению родителей дошкольников

Опыт работы по психолого-педагогическому просвещению родителей дошкольников позволяет выделить как приоритетные следующие задачи: формирование у родителей потребности в психологических знаниях и желания их использовать в воспитании собственных детей; улучшение видения и формулирования родителями психологических проблем; усиление мотивации для обращения к психологу.

Публикация «Опыт работы по психолого-педагогическому просвещению родителей дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду реализация этих задач происходит преимущественно в форме, близкой к беседам, тематика которых в сложившейся практике разбивается на три блока, условно названных «Принятие», «Социализация» и «Возрастной» блок.

Беседы блока «Принятие» адресуются всем родителям дошкольников, независимо от возраста их детей. Они направлены в первую очередь на принятие родителями детства как самоценной поры в жизни ребенка, на развеяние широко бытующего мифа о приготовительной к жизни функции детства (особенно дошкольного, о взгляде на этот период как на что-то не только беззаботное, но даже и не совсем настоящее. Обыденному сознанию присуща уверенность в том, что так как родителям свойственно любить своих детей, то они знают, что их чадам нужно в жизни, и как этого достичь, а все, что не вписывается в рамки, более или менее конкретных родительских установок – смело отметается. Если же впоследствии оказывается, что чадо не оправдывает ожидания родителей, тот оно признается либо неспособным, либо неблагодарным.

Учитывая вышеупомянутую точку зрения я начинаю разговор с родителями с проблемы принятия своего ребенка, необходимости того, чтобы ребенок чувствовал безусловность родительской любви и заботы. Это является основой личностного развития и последующего успеха. В доказательство того, что вопреки расхожему мнению, не все дети уже с младшего дошкольного возраста достаточно уверены в любви и поддержке родителей привожу детские рисунки, демонстрирующие, какими разными бывает у детей ощущение и осмысление своих отношений в семье: от полной уверенности в любви и поддержке родителей до полного отрицания связи с ними и своего места в семье. В связи с этим знакомлю с возможными вариантами установок ребёнка по отношению к себе и родителям (отрицательными и положительными, с условиями их формирования этих установок и их влиянием на последующую жизненную позицию. В целях развития у малышей позитивных отношений с миром призываю взрослых отказаться от негативных оценок детей. Показываю, как можно на практике обойти подводные камни родительского программирования, избегая критики личности ребё нка: например, переводя от маленьких детей авторство плохих поступков на придуманных героев.

В цикле бесед по проблемам принятия освещается взаимосвязь ситуации воспитания и развития ребёнка в зависимости от очерёдности рождения, от того старший, младший или средний этот ребёнок в семье. Одна из бесед направлена на понимание взрослыми необходимости безусловного принятия пола ребёнка, создания условий для успешного формирования половой идентичности.

Вопросы принятия в беседах с родителями связываю с разъяснениями необходимости понимания целей воспитания, отделения родительского эгоизма и амбиций (например, понимание воспитания, как потребности в эмоциональном контакте, как потребности в достижении или реализации системы, и др.) от истинных целей воспитания.

Особенно выделяю перед родителями задачу научиться анализировать свои контакты с детьми. Контакт – действие обоюдное, а многие воспринимают общение с ребенком только с позиции «от себя», редко задавая вопрос, «что чувствует ребенок» и искренне удивляясь кажущейся неадекватности детских реакций. Взрослым необходимо научиться «прислушиваться» к состояниям ребёнка, различать их и самим быть пластичными, меняя дистанцию и интенсивность общения, интонацию и громкость голоса, характер прикосновения в зависимости от настроения и самочувствия ребёнка.

Решение существующей у некоторых родителей проблемы выражения своей любви к детям тоже лежит в области налаживания с ними оптимального контактирования: установления соответствующего контакта глаз, физического контакта, проявления пристального внимания. Всё это даёт ребёнку ощущение любимости и поддержки.

Говоря о контактах между родителями и детьми, следует обратить особое внимание на их своеобразие в ситуациях поощрения и наказания. Наказание – это всегда борьба, единоборство со взрослым. С помощью наказания нельзя никого ни в чём убедить, нельзя заставить ребёнка принять мотивы взрослого. Тут не бывает победителей, и тут непременно нарушаются отношения ребёнка с родителями. Поощрение не делает требование взрослого привлекательным. И здесь тоже возникает борьба, но только за награду. Нужно сделать внутренние побуждения ребёнка своими союзниками. Понимание побуждений ребёнка – единственное средство установления истинного, доверительного контакта.

Цикл бесед блока «Социализация» начинается с темы освоения ребенком пространства родного дома (его первого социального пространства). Здесь он впервые переживает проблемы своего места как подтверждения факта бытия, учится осознанию себя в общем пространстве взаимодействия с другими людьми, здесь закладывается понимание таких базовых отношений, как твое - мое, общее - личное, понимание своего места в группе людей и отношений соподчинения (кто главнее в этой ситуации, что и кому можно делать, а что – нельзя). Родителям необходимо понимать, что домашний порядок – уклад, как наличие внутренних принципов организации мира становится для ребенка подсознательно воспринимаемым образцом мироустройства. Главное, что родной дом должен стать для человека «ресурсным местом», т. е. давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и источником душевной силы.

Тема освоения социального пространства продолжается в беседах о том, как дети осваивают родную улицу и микрорайон, выходят за его пределы, какие места предпочитают посещать, и почему.

К блоку «Социализация» также относятся беседы о значении приобщения ребенка к детской культурной традиции. Родители узнают, например, как регулируется в детском обществе социальные отношения при помощи считалок; почему дети дразнятся и как реагировать на дразнилку; насколько важно для утверждения своего присутствия в мире детям делать «секреты» и «тайники», или просто оставлять свои материальные следы в виде надписей и рисунков на обоях дома или на заборе.

Беседы «Возрастного» блока касаются конкретных вопросов психологического развития на разных этапах дошкольного детства. Родителям детей ясельного возраста, например, необходимо понимать, что материнская любовь – обязательное условие в формировании у малышей веры в себя и свои возможности, а также в надежность и стабильность мира, что уже в 2 года начинает развиваться «правовое чувство». Родителям дошкольников чуть постарше важно рассказывать как пережить возраст «строптивости» - кризис третьего года жизни.

Говоря о развитии детей среднего возраста необходимо объяснить родителям, как важно не упускать возможностей этого замечательного возраста формирования творческой активности, а с родителями детей старшего дошкольного возраста надо беседовать о формировании структуры деятельности вообще и учебной в частности. В последний год пребывания ребенка в детском саду особое значение для их родителей начинают приобретать вопросы готовности к школе.

Публикации по теме:

Консультация «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»Консультация «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по психолого-педагогическому просвещению родителей дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2015 в 10:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД