МААМ-картинки

Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе

ТАТЬЯНА БЕЛОВА
Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе

Опыт работы

по двигательной активности детей

в разновозрастной группе МКОУ «Клястицкая СОШ» филиал п. Лебедёвка

Воспитатель: Белова Т. Н.

Публикация «Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе» размещена в разделах

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях являются важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и индивидуального. Достаточная по объёму двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

Несмотря на большое значение движений в развитии ребёнка, педагогам и родителям стоит понимать, что возрастные возможности овладения разнообразными движениями весьма ограничены и своеобразны, поэтому важно грамотно организовать накопление двигательного опыта ребёнка, учитывая существенные физиологические и психологические возрастные особенности. Организуя двигательную деятельность, педагогу важно постараться учесть и сохранить уникальность каждого ребёнка.

Методы организации двигательного режима изменяются в зависимости от условий, обстановки, времени года, возраста детей. Последовательно от возраста к возрасту усложняются требования к организации двигательной деятельности детей, к разнообразию форм проявления их активности, самостоятельности.

Я попробую поделиться с вами опытом работы по двигательной активности детей в нашей разновозрастной группе.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

Вы все знаете, что обязательным компонентом физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня является утренняя гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам. Утренняя гимнастика вводится в режим дня с первой младшей группы и организуется с детьми всех возрастных подгрупп. Её продолжительность, интенсивность нагрузки, количество упражнений и повтор зависит от возраста детей.

Мы проводим утреннюю гимнастику одновременно со всей группой. Конечно обязательно учитываем разные требования к качеству, темпу и продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. Младшие 3-4 раза, старшие 5-6 раз. От старших детей требуем более точного и качественного выполнения движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнение большее количество раз, им предлагаем одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают вместе с малышами.

Иногда, когда в комплекс вводим более сложные упражнения, их выполняют только дети старшего возраста. Во время выполнения старшими подобных упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Используем и такой приём, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши идут умываться.

Физкультурные занятия мы проводим по подгруппам. В первую подгруппу включаем детей от4 до 6 лет, а вторую подгруппу делаем из малышек. Первую подгруппу визуально делим ещё на 2 подгруппы : дети 4 лет и дети 5-6 лет. Это делаем для того, чтобы можно было предложить ребёнку перейти в другую подгруппу. Например: если четырёхлетний ребёнок уже справляется с заданием старших детей и сам хочет выполнять эти задания, то смело может перейти в подгруппу к старшим. Или наоборот, есть у нас девочка, которая не может выполнить нагрузку для старших деток, мы позволяем ей заниматься более лёгкими упражнениями с другой подгруппой детей.

Вводную часть мы планируем так:

1. Одинаковые задания для всех детей:

Упражнения на внимание, развитие быстроты реакции, упражнения с изменением темпа и направления движений. Например: ходьба, остановка по сигналу и принятие заданной позы; чередование ходьбы и бега, ходьба в рассыпную и перестроения в колонну, пары. Дети очень любят реагировать на сигнал воспитателя (свисток, бубен, хлопок).

2. Упражнения, одинаковые по содержанию, но разные по степени трудности:

Перешагивание через предметы разной высоты; ходьба по дощечкам разной ширины; бег с огибанием предметов, между которыми разное расстояние и т. п.

3. Одинаковые движения, но с различной дозировкой или способом выполнения:

Например: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на разное расстояние : первая подгруппа выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, вторая выполняет прыжки на одной ноге; ходьба: дети 4 лет идут на носках, старшие идут скрестным шагом и т. д.

4. Разучивание сложных упражнений берём только для второй подгруппы :

В этом случае занятия начинаем с детьми пяти и шести лет, разучиваем всё новое, а затем уже присоединяются младшие детки. Они выполняют общие упражнения вводной части занятия.

В основную часть занятия включаем не более пяти общеразвивающих упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Увеличения нагрузки для старших детей достигаем за счёт усложнения исходного положения или включения в работу других частей тела. Например: дети выполняют вращательные движения перед грудью руками, согнутыми в локтях, и разведение рук в стороны. Дети 5 и 6 лет при разведении рук в стороны ещё и отставляют попеременно ногу назад на носок (усложнение упражнения) это способствует не только увеличению нагрузки, но и совершенствованию координации движений.

Или ещё например: дети любят выполнять упражнения в парах. Можно выполнять одинаковые общеразвивающие упражнения, но старшие действуют стоя в парах. Или дети четырёх лет выполняют упражнения с большим мячом, а старшие с набивным. Ещё мы практикуем интересный приём : разворачиваем детей подгрупп спиной друг к другу. Воспитатель встаёт лицом к одной подгруппе (младшие дети) и отрабатывает с ними упражнение, вторая подгруппа (старшие дети) руководствуются только словесными указаниями.

Количество повторений общеразвивающего упражнения также практически может быть одинаковым. Так например упражнения для мышц верхнего плечевого пояса повторяем 6 раз подряд; упражнения для мышц туловища и ног повторяются только пять раз, т. к. они оказывают на организм большую нагрузку. В случаях когда упражнение даёт значительную физиологическую нагрузку, младшие дети заканчивают его выполнение раньше.

В основной части занятия проводится обучение основным движениям, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Обучение направлено на формирование умения правильно и быстро выполнять двигательное действие, быстро принимать решение в сложившейся ситуации.

Основные движения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр включаем в занятие в виде конкретных заданий таких как «Перепрыгнуть дорожку», «прыгать из обруча в обруч» и т. д.

Мы используем несколько вариантов проведения основных движений.

1. Используем одно движение. Дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, а дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия. В этом варианте мы видим весь процесс обучения одному основному движению: первоначальное разучивание, закрепление и совершенствование. Такое сочетание заданий позволяет активизировать старших дошкольников, облегчает воспитателю контроль и оценку выполняемых движений.

2. Используем одно движение, но предлагаем детям использовать разные способы выполнения. Например, у детей 4 лет закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, а старшим дошкольникам даём задание выбирать подходящий способ подлезания в зависимости от высоты препятствия.

3. Для каждой подгруппы даём разные основные движения. Например прыжки в высоту и в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др. этот вариант целесообразен и тогда, когда движение выполняется в медленном темпе или его выполнение ограничено небольшим количеством пособий (лазанье)

Подвижную игру на занятии мы проводим общую для обеих подгрупп. Только вводится некоторая вариативность применительно к возрасту детей. Так например, если игра с лазаньем («Пожарные на учении», то для четырёхлетних детей выбираем подлезание. А метание в движущуюся цель поручаем только старшим дошкольникам. Если роль водящего выполняет ребёнок четырёх лет, то для старших детей вводим усложнение в выполнении движения. Если на роль водящего назначается ребёнок пяти или шести лет, нужно предусмотреть усложнение как для него, так и остальных детей этого возраста, а младшие будут действовать в несколько облегченных условиях.

В заключительной части занятия следует позаботиться о снижении физиологической нагрузки, об обеспечении постепенного перехода к спокойной двигательной деятельности. Для решения этих задач мы выбираем ходьбу, игры средней и малой подвижности.

Летом двигательная активность обычно выше, чем в холодный период года, так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Старшие дети проявляют самостоятельность в выборе подвижных игр и упражнений, воспитатель чаще всего лишь регулирует их физическую нагрузку. Малыши двигаются меньше старших, более продолжительное время играют в песке, с водой, с игрушками, поэтому подвижные игры с ними преимущественно организует воспитатель.

Занятия на свежем воздухе в часы прогулки мы проводим с каждой возрастной подгруппой в отдельности и в разные дни. Особенно это удобно при обучении спортивным упражнениям или играм с элементами спортивных игр; так как навыки выполнения этих движений значительно отличаются у детей разного возраста.

Итак из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа нашего дошкольного учреждения нацелена на воспитание интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деятельности. Применяем последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Стараемся чтобы за время пребывания в детском саду у детей была воспитана потребность в ежедневной двигательной деятельности

Публикации по теме:

Организация работы в группе по развитию двигательной активности детей в режимных моментах Двигательная активность является естественной потребностью организма человека, обеспечивающая положительное воздействие на здоровье и физическое.

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы) Одно из важнейших направлений социальной политики нашего государства – политика в области обеспечения здоровья нации. Несомненно, проблема.

Оформление детского сада. Центр двигательной активности в нашей группеОформление детского сада. Центр двигательной активности в нашей группе Согласно нормативным требованиям в детском саду,а именно в каждой группе детского сада,должен быть физкультурный уголок,или центр двигательной.

Игра-как средство двигательной активности детей (из опыта работы) Игра - как средство двигательной активности детей. (из опыта работы) В физическом развитии основной формой двигательной активности детей.

Конспект организации двигательной активности во время прогулки в старшей группе Задачи: - Упражнять детей в беге, действовать по сигналу, развивать быстроту реакции, воспитывать выдержку (начинать бег только по команде);.

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности» 1.1Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется.

Планирование двигательной активности в разновозрастной группе (старшая-подготовительная) ПОНЕДЕЛЬНИК УТРО: I. 1. Игра: «Пастух и овцы» (старшая подгруппа) 2. Игра: «Подоляночка» - музыкальная (подготовительная) II. Индивидуальная.

Проектирование работы по развитию у детей 5–6 лет двигательной активности как элемента ЗОЖ в условиях реализации ФГОС до Выполнили: Гурьянова И. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка» Хальзова А. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка».

Работа с родителями по развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность :Успешное осуществление задачи «формирование основ здорового образа жизни» невозможно в отрыве от семьи, ведь родители-первые.

Рекомендации для родителей по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию двигательной активности в разновозрастной группе
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 09:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД