Опыт работы по развитию речи

Наталия Словягина
Опыт работы по развитию речи

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР.

Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей

Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.

Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

В дошкольном возрасте детей так же учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.

Работая с детьми, я заметила, что (Слайд 2)

1. Дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю

2. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа

3. Не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы

4. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки

5. У детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление

6. Родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.

В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем! »Здесь даже не надо быть психологом, что бы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 3)

1. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников.

2. Обогащение и активизация словаря.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие образной и лексической стороны речи.

5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи.

6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики

7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.

Основной формой работы с детьми считаю занимательные игры, но так же успешно решать поставленные задачи мне помогает: (Слайд 4)

Проведение диагностики.

Отбор художественной литературы.

Созданная в группе богатая развивающая среда. (слад 5)

Использование наглядного материала (дид. Игры, серии сюжетных картинок, схемы, карточки, плакаты) (слайд 6-7)

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. (слайд 8) Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Обучая детей составлению описательных рассказов я использую схемы. (слайд 9)

Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ чётким, связным, полным и последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. (слайд 10)

При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (игры для развития мелкой моторики) (Слайд 11 -13)

Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Для развития памяти, мышления, внимания, речи использую копилку речевого материала, в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.) (Слайд 14 -20)

Темматические занятия я провожу в виде игры, по типу телевизионных «КВН», «Что? Где? Когда? ». (слайд 21- 23)

Использую занимательные игры в совместной деятельности в группе и на прогулке. (слайд 24 -25)

Предлагаю в самостоятельной деятельности. (слайд 26-28)

Веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования, приглашаю родителей на занятия (слайд 29-31)

(Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками.)

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты

(слайд 32)

1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.

4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

5. 100% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением .

6. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.

Но на мой взгляд всё таки над развитием творческого воображения у детей следует поработать и мне хочется попробовать ввести для решения этой проблемы нетрадиционные техники рисования. Здесь будут решаться и другие задачи, такие как развитие мышления, мелкой моторики, фантазии и конечно же связная речь при описании изготовленной работы. (Слайд 33 -35)


Публикации по теме:
Анкета «О развитии речи вашего ребенка»
Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По...
Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и...

Скачать и печатать
Опыт работы по развитию речи
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:27
+11
Всего комментариев: 9. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM!
Разрешите мне выразить свою благодарность администрации сайта за вашу очень нужную работу. В мае этого года исполнилось два года как я...
Наблюдение за пауком
Задачи: закреплять и расширять знания детей об характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях. Развивать логическое мышление,...
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5–2 до 3–4 лет).
Родители стали меньше читать детям — это факт. В настоящее время, особенно начиная с девяностых годов, в эпоху популяризации всего американского, сказки...
Фотоотчет Обустройство метеостанции ДОУ
Каждую весну педагоги ДОУ проявляют свои таланты мастеров ландшафтного дизайна по благоустройству детских, спортивных площадок на территории дошкольных...
Фотоотчет реализации проекта «Мы растем здоровыми» (третья неделя «Солнечная»)
Вот прошла еще одна неделя проекта, время потихоньку движется вперед, а лето еще продолжается. Ребята с большим нетерпением ждут следующие недели проекта, и...