Опыт работы по развитию речи

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР.

Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей

Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.

Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

В дошкольном возрасте детей так же учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.

Работая с детьми, я заметила, что (Слайд 2)

1. Дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю

2. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа

3. Не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы

4. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки

5. У детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление

6. Родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.

В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем! »Здесь даже не надо быть психологом, что бы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 3)

1. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников.

2. Обогащение и активизация словаря.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие образной и лексической стороны речи.

5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи.

6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики

7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.

Основной формой работы с детьми считаю занимательные игры, но так же успешно решать поставленные задачи мне помогает: (Слайд 4)

Проведение диагностики.

Отбор художественной литературы.

Созданная в группе богатая развивающая среда. (слад 5)

Использование наглядного материала (дид. Игры, серии сюжетных картинок, схемы, карточки, плакаты) (слайд 6-7)

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. (слайд 8) Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Обучая детей составлению описательных рассказов я использую схемы. (слайд 9)

Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ чётким, связным, полным и последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. (слайд 10)

При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (игры для развития мелкой моторики) (Слайд 11 -13)

Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Для развития памяти, мышления, внимания, речи использую копилку речевого материала, в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.) (Слайд 14 -20)

Темматические занятия я провожу в виде игры, по типу телевизионных «КВН», «Что? Где? Когда? ». (слайд 21- 23)

Использую занимательные игры в совместной деятельности в группе и на прогулке. (слайд 24 -25)

Предлагаю в самостоятельной деятельности. (слайд 26-28)

Веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования, приглашаю родителей на занятия (слайд 29-31)

(Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками.)

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты

(слайд 32)

1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.

4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

5. 100% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением .

6. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.

Но на мой взгляд всё таки над развитием творческого воображения у детей следует поработать и мне хочется попробовать ввести для решения этой проблемы нетрадиционные техники рисования. Здесь будут решаться и другие задачи, такие как развитие мышления, мелкой моторики, фантазии и конечно же связная речь при описании изготовленной работы. (Слайд 33 -35)

Похожие записи:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники»

Анкета «О развитии речи вашего ребенка»


Версия для печати
Опыт работы по развитию речи
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:27
+5
Вне конкурса
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 8. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад