МААМ-картинки

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками»

Софьина Ольга Андреевна
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками»

Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками

Старший возраст.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу ее неутраченной открытости души наиболее важен для формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Вопрос нравственного воспитания, а именно формирования у детей дружеских отношений стоит остро в наше время, так как общение людей друг с другом заменила техника, интернет, социальные сайты и т. д. Поэтому задача формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками актуальна на данном этапе развития детей.

Публикация «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию „Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками“» размещена в разделах

При планировании и организации работы мы использовали теоретические исследования и практические материалы О. Л. Князевой, Л. М. Щипициной, Е. О. Севостьяновой и других педагогов и ученых, которые представлены в следующих методических пособиях:

1. Е. А. Алябьева"Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". 2. Л. М. Щипицина, О. В. Защиринская и др. «Азбука общения».

3. Е. О. Севостьянова «Страна добра: социализация детей 5-7 лет»

4. О. Л. Князева «Я – ты – мы».

5. Р. С. Буре, М. В. Воробьева и др. «Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников».

6. Л. Васильева – Гангус. "Азбука вежливости".

7. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

Опираясь на богатый материал по данной теме, а так же учитывая индивидуально–психологические особенности, мы построили систему работы по формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Работа построена по тематическому принципу.

Основными ее темами являются:

1. «Что такое дружба» (содержание этой темы предполагает знакомство детей с этически ценными формами и способами поведения в отношениях с другими людьми, формирование навыков общения и обеспечение комфортного существования в среде сверстников)

2. «Я и мы» (тема направлена на формирование и закрепление представлений о том, что все люди разные; познакомить с этическими понятиями: вежливость–грубость, правда– ложь, щедрость–жадность, милосердие–жестокость, сострадание–равнодушие, отзывчивость – черствость)

3. «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги» (в ходе работы по этой теме идет закрепление имеющихся знаний о дружбе, укрепление дружеских отношений, формирование умения договариваться, помогать друг другу)

Каждая тема раскрывается в разных формах образовательной деятельности:

в режимных моментах, НОД, самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьей.

Для реализации наших задач мы использовали следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод мы использовали во время:

- рассматривания иллюстраций к произведениям С. Михалкова «Бараны», В. Осеевой «Плохо», «Три товарища», «Строитель», Н. Носова «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей»;

- рассматривания иллюстраций к пословицам («Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь», «Нет друга – ищи, а нашел – береги»)

- нравственной и этической бесед, сопровождая их наглядным материалом (иллюстрации к беседам «Не выйдет из жадины хорошего друга», «Если добрый ты – это хорошо», «Добро и зло»);

- использования условных графических изображений (беседы о настроении и эмоциях);

- рассматривания альбомов группы «Очень дружно мы живем», «Мы растем», и т. д.

Словесный метод

- чтение художественной литературы (А. Барто «Я лишний», В. Степанов «Добрый котик», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»);

- чтение пословиц и поговорок о дружбе ( подбор пословиц и поговорок по теме: «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают», «Доброе дело – правду говорить смело»)

- размышлялки (оценка позитивных и негативных поступков героев произведений О. Буцень «Мамины помощницы», И. Гурина «Жадный мышонок», Е. Благинина «Подарок»);

- мирилки;

- нравственная и этическая беседы («Хорошие товарищи», «Почему нельзя дразниться»)

- анализ жизненных и игровых ситуаций (рассказ детям про хорошие поступки сверстников во время режимных моментов, на прогулке, на которые они не обратили внимания, обязательно дать положительную оценку);

- обсуждение проблемных ситуаций;

- моделирование нравственных ситуаций («Умей уступить и вовремя помочь товарищу»);

- моральное стимулирование; позитивная оценка, одобрение, подкрепление, убеждение

- чтение стихотворений о дружбе;

- чтение произведений юмористического содержания (Г. Остер «Вредные советы», рассказы Н. Носова)

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя («Как жить дружно без ссор», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»);

- вопросы («Как бы вы оценили этот поступок?»);

- составление рассказов детьми по иллюстрациям «У кого какое настроение», «Школа вежливости» и т. д.

- разучивание песен о дружбе («Песенка-чудесенка», «Песенка дружбы», «Настоящий друг»)

Практический метод мы использовали в работе, когда необходимо было

- провести игры (cтроительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.);

- оформить альбомы по тематике работы;

- организовать конкурсы, викторины («В дружбе наша сила». «По страницам книг о дружбе»);

- провести экскурсии, походы различной направленности;

- организовать с родителями «День открытых дверей», «День добрых дел»;

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий – карты – схемы, знаки;

- организовать выставки рисунков детей по теме «Мой друг».

Все эти методы мы используем в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности, работе с родителями. Создали необходимую предметно-развивающую среду.

Задачи по воспитанию дружеских взаимоотношений решаются не только в рамках ОО «Социально- коммуникативное развитие», но и в процессе реализации содержания других образовательных областей.

В ходе реализации задач мы учитываем психические особенности развития ребёнка 6-го года жизни и активно вместе с родителями осуществляем работу по формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до .

Формирование дружеских взаимоотношений воспитанников В целях формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками активно вовлекаю детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания,.

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» 1. Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;.

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми» Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс в рамках конкурса «Воспитатель года» на тему «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста».

НОД по социально-коммуникативному развитию «Мой любимый край» Непосредственно-образовательная деятельность: Социально-коммуникативное Тема: «Мой любимый край» Цель: Взрастить в детской душе.

Планирование работы по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет Дата тема цель оборудование Сентябрь 1. Возрастная линия Содействие полоролевой социализации детей Дидактические игры «Возрастная линия»,.

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий. Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный работник. Актуальность:.

Анализ работы по социально-коммуникативному развитию Уникальный период в жизни каждого человека – детство. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками»
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 20:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД