Получи документы

Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ

Елена Гурьянова
Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ

1 слайд

Я, Гурьянова Елена Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Воротынский детский сад №2 «Светлячок». Стаж моей педагогической работы 30 лет.

«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций

Представляю вашему вниманию компьютерную презентацию практических достижений профессиональной педагогической деятельности.

2 слайд

По теме: «Мини –музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Публикация «Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах

3 слайд

Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:

3.1. Научно-исследовательские

а). Во-первых, я изучила нормативные документы (гиперссылка);

б). Во-вторых, изучила психо-педагогическую литературу в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников (гиперссылка);

в). В-третьих, я изучила основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.

3.2. Методические условия формирования личного вклада-методические.

а). Изучила современные образовательные методики технологии (гиперссылка);

б). Я разработала методические материалы по созданию мини-проекты : Мини – музей в средней группе «Сказка в гости к нам спешит», проект мини-музея в старшей «Книга-наш друг», проект мини-музея в подготовительной группе «Мир времени».

в). Конспекты ООД «Сказка за сказкой», «На полянку пойдем, там сказку найдем», «Заюшкина избишка», «Три медведя», «Давайте дружить с книгой», «Такие разные книги», «Может, сказка, может быль», «История возникновения бумаги», «Книжка- малышка в подарок младшим детишкам», «Экскурсия в музей».

ООД «История часов», «Настенные часы с кукушкой и др.

Сценарии праздников и развлечений: Инсценирование сказки родителями: «Теремок», детьми «Репка», литературная викторина «В стране сказок», «конкурс чтецов», игра «Умники и умницы», досуг «Путешествие в мир часов» и др.

г) Занималась самообразованием по составленному плану;

д) Разработала план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;

е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике (гиперссылка).

3.3. Третий вид условий организационно-педагогические.

Правила квалификационные курсы «Теоретические и методические основы развития ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения (ФГТ и ФГОС)» на базе НИРО;

Квалификационные курсы «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» на базе НИРО;

Семинар «Индивидуальный подход к организации РППС в рамках ФГОС ДО» Маханёва Майя Давыдовна;

Работа в районных методических объединениях и мероприятиях МБДОУ;

Вебинары «Изменение содержания деятельности педагогов по ФГОС ДОУ». Чеменева Алла Анатольевна;

«Культурные практики как средство развития детей дошкольного возраста в процессе дошкольного возраста в процессе реализации педагогом образовательной программы» Чигиринова Е. В.

Активно использую информацию с педагогических интернет – сайтов.

4 слайд

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.

Я задумалась о том, как же поддержать интерес к неизведанному? И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные: Во – первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии.

Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.

5 слайд

Поэтому я поставила цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения этой цели ставим задачи:

Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;

Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;

Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;

Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;

Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;

Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

6 слайд

Для реализации поставленных задач были созданы условия :

Организация развивающей предметно – пространственной среды;

Организация совместной деятельности с детьми,

Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.

7 слайд

Работу по данной теме я начала со средней группы. Разработала план по самообразованию на данную тему, где спланировала систему работы по внедрению в образовательный процесс музейной педагогики. Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.

На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музеев-групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, руководитель физической культуры, педагогом-психологом, социальным педагогом и социумом: библиотекой, школьным музеем, домом детского творчества, музеями других групп, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.

Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.

В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приё мы:

• беседы с детьми;

• ООД по тематике музеев;

опытно-исследовательская деятельность;

• чтение художественных произведений;

• экскурсии для детей и родителей;

• самостоятельное рассматривание экспонатов.

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;

• выставки;

• мастер-классы по изготовлению экспонатов;

• Литературные викторины, драматизация произведений, спортивные досуги, праздничные развлечения.

Заключительный этап, обобщающий.

Здесь мы проводим торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп. Разрабатываются экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, организуются праздники, спектакли, дни открытых дверей.

8-9 слайды

За время работы над данной темой мною были разработаны следующие проекты мини - музеев : в средней группе проект мини – музея «Сказка в гости к нам спешит». Его задачи: формирование у детей познавательного интереса к сказкам, воспитание на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Были собраны экспонаты по разделам:

«волшебные предметы»,

«волшебный театр»,

«библиотека сказок»,

«дидактические игры».

10-11 слайды

В старшей группе был создан проект мини – музея «Книга –наш друг». Его задачи: развитие у детей познавательного интереса к книге, знакомство с многообразием жанров и видов книг, воспитание бережного отношения к ним.

Мини-музей включает в себя разделы: «Книги наших бабушек и мам», «Сказки», «Книги К. И. Чуковского», «Умные книжки», «Книжки –малышки», «Книжкина больница», «Библиотека», альбом «История возникновения книги».

12 слайд

В подготовительной группе был создан мини-музей «Мир времени». Его задачи: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями, о периодичности времени, сменяемости и необратимости.

Музей представлен настенными часами, будильниками, наручными часами, песочными, солнечными, клепсидра, дидактические игры («Путешествие в страну часов», «Часы», «Тик-так», «Назови предыдущее и следующее число», «Четвёртый лишний», созданы альбомы : «Часы», «Самые известные часы в мире» собраны книги на данную тему, часы, сделанные детьми совместно с родителями. На этом работа не заканчивается, музеи пополняется экспонатами.

13 слайд

Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме:

родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Приобщение ребенка к книге»;

анкетирование по данной теме;

консультации;

участие родителей в сборе экспонатов;

проводились мастер-классы по изготовлению разных видов театров, «книжек-малышек», часов, дидактических игр;

принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;

Подготовили и провели «Конкурс чтецов», участвовали в драматизации сказок, в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», где заняли 1 место, в развлечении «История часов или какие бывают часы».

Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.

Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.

14 -15 слайд

Взаимодействие со специалистами.

Совместно с музыкальным и физкультурным руководителями проводим праздники и развлечения по теме мини – музеев.

Учитель – логопед проводит беседы, консультации. Педагог-психолог помогает развивать у детей навыки правильного взаимодействия. Социальный – педагог проводит кружок «Здравствуй русская изба», где знакомят с традициями русского народа.

Дети посещают музеи, созданные специалистами : «Музей русская изба» создан социальным педагогом, «Музей олимпийских игр» - физкультурным руководителем, «Музей эмоций» - учителем логопедом, «Музей музыкальных инструментов» - музыкальным руководителем, «Музей истории детского сада» - заместителем заведующего детского сада.

16 слайд

Организовано взаимодействие с учреждениями социума:

Совместно с районной детской библиотекой воспитанниками МБДОУ принимали участие в проекте;

Организована экскурсия в школьный музей, в магазин часов и в часовую мастерскую;

Воспитанники МБДОУ посещают драматический кружок в районном доме творчества;

Посещают ФОК.

17 слайд

В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.

На начало проекта высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.

Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.

Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.

Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школе.

Наша группа заняла 1 место в смотре –конкурсе на «Лучший мини – музей в МБДОУ» (гиперссылка)

18 слайд

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности:

на организационно-педагогических мероприятиях:

На уровне МБДОУ принимала участие в советах педагогов, семинарах и других мероприятиях;

На уровне МБДОУ принимала участие: в фестивале театральных постановок «Светлячок в мире театра», в смотре – конкурсе «Лучший книжный уголок»;

Провела мастер – класс для педагогов на тему: «Изготовление книжек –малышек»;

На региональном уровне:

Размещаю свои методические разработки на педагогических интернет- сайтах (гиперссылка);

В СМИ:

Во Всероссийском журнале «Дошкольник. рф» опубликовала статью «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (гиперссылка).

В «Воротынской газете» опубликовала статью «Мини-музей» (гиперссылка).

Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.

Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.

18 слайд.

Перспективы дальнейшей работы

1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.

3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.

Литература

1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.

2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.

3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

6. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

11. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://infourok.ru/, https://ped-kopilka.ru, https://doshkolnik.ru.

Публикации по теме:

«Мы патриоты»  (опыт работы)«Мы патриоты»  (опыт работы) В нашем детском саду создана образовательная среда по приоритетному нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через вариативные.

Из опыта работы «Создание мини-музеев и коллекций в группе ДОУ» КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно.

Опыт работы воспитателя «Формирование культуры здорового образа жизни» Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено.

Описание опыта работы воспитателя Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Описание опыта работы воспитателя ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» Педагогическая профессия зародилась вместе с человеком, ведь люди с незапамятных.

Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в первой младшей группеОпыт работы по созданию предметно-развивающей среды в первой младшей группе В период раннего детства ребёнок активно познаёт окружающий мир. И нам необходимо сделать окружение для него ярким, интересным, запоминающимся,.

Проект «Балхарская игрушка». Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества дошкольников Дагестанский Институт Развития Образования Кафедра дошкольного и начального образования Проект Выполнила воспитатель: МБДОУ № 72.

Проект по созданию мини-музея «Шатки-мой край родной» Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная её истории, как её любили и берегли наши деды и отцы. В последние.

Сообщение из опыта работы по созданию личного сайта педагога Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было – делай то, чего никогда не делал! Так и я решила создать свой персональный сайт. Актуальность.

Вариативная программа по созданию педагогических условий для музыкально-творческой работы с детьми Цель программы: Создание педагогических условий для музыкально-творческой работы, способствующих развитию и формированию певческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по созданию мини-музеев в ДОУ
Опубликовано: 13 марта 2017 в 08:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД