Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии»

Валентина Исакова
Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии»

I.Пояснительная записка

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Публикация «Опыт работы „Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии“» размещена в разделах

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

1.1. Актуальность.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление с природой; и при целенаправленном педагогическом воздействии у детей формируются начала экологической культуры, т. е. осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые окружают их в этот период жизни. Ребенок начинает понимать осознанно, что каждое существо имеет свой “дом”, в котором есть всё для его жизни.

Актуальность моей работы, я считаю в том, что если раньше ребенок знакомился с объектами, видел их, говорил об их красоте, то Данная проблема требует от ребенка совокупности знаний и активных проявлений: желания практически создать, сохранить, поддержать нужные для него условия. Важно только ребенку понять, что красота гармонично развивающегося, здорового живого организма бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что человек как живое существо не только нуждается в определенных условиях, но и должен сам создавать, поддерживать и восстанавливать богатство природы, окружающие его. Мы знаем, что осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста, размножения отдельных живых существ, о приспособляемой зависимости живых организмов от внешней среды. Поэтому, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — наиболее актуальная тема в современном мире, которая направлена на сохранение, размножение живых существ и создание условий для их жизни.

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощим, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Экологический кризис носит мировоззренческий характер, и “спасти нашу планету может только личность, понимающая законы природы, осознающая, что человек — часть природы. Дошкольный период — важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности. Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность. Если мы не внушим каждому ребенку мысль: “Люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, поля и леса, как мы любим саму жизнь”, то наше выживание будет лишь абстрактном понятием.

Осознавая значимость своей социальной миссии и направленность собственных педагогических усилий на полноценное развитие и воспитание детей, я определила приоритетной тему «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии». Работая над ней, я не ставила задачу познания объектов природы, а преследовала цель по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе.

1. 2 Новизна:

В работе по экологическому воспитанию показано :

- что формирование экологических представлений успешно достигается в условиях специально организованной среды, через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающей природой;

- обоснована необходимость на ранних этапах формировать представления о природе, как основы для более успешной адаптации в окружающем социуме;

Своеобразие и новизна опыта заключается :

- в определении актуальности, проблемы, стоящей перед ребёнком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении использования форм и методов работы;

- в обогащении жизненного опыта детей;

- в интеграции образовательных областей.

Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразии мира природы, осознанном отношении к ней.

В своей работе я использую программу С. Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет. Поэтому, начиная работать с детьми 2 младшей группы, мною были определены цель, задачи и содержания деятельности.

1.3. Цель и задачи:

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

1.4. Научность.

Проблема экологического образования дошкольников - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, А. М. Федотова, И. А. Хайдурова и др.). Анализ специальных экологических программ для дошкольных учреждений : «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом:- природа» Н. А. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Н. Вересова позволил выявить их направленность на формирование основ знаний факторной и системной экологии.

Экологическая культура – это сложное, разноуровневое, многокомпонентное образование, важнейшим элементом которого являются представления. Учитывая, что дошкольники познают мир посредством чувственных форм познания (ощущения, восприятия, представления, остановимся на некоторых особенностях детских представлений.

Большое значение для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе имеют наблюдения.

В течение всей жизни К. Д. Ушинский неоднократно повторял, что наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Экологические представления являются одним из важных компонентов экологической культуры ребенка-дошкольника.

Анализ философской, психологической, специальной литературы позволяет рассматривать экологические представления как сложное, личностное образование, включающее в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: смыслообразующего, когнитивного, операционально-деятельностного и эмотивного.

Смыслообразующий компонент социально-экологических представлений отражает личностно-смысловой аспект психических образов, а также рассматривается как механизм и предпосылка их формирования. Данный компонент характеризует, во-первых, осознание и осмысление представлений через отношение ребенка к окружающей среде, во-вторых, осознание дошкольником собственных качеств, действий, а также понимание мотивов своих и чужих поступков, умений предвидеть и анализировать результаты собственных действий и действий других людей.

Когнитивный компонент социально-экологических представлений, во-первых, представлен результатами процессов познания, в которых возникают образы социальной и природной действительности, происходит понимание особенностей и непреходящей самоценности всего живого и неживого в окружающем мире, во-вторых, характеризует уровень развития познавательной активности, проявляющейся в стремлении получать, искать и

перерабатывать информацию о явлениях и объектах природной и социальной действительности.

Операционально-деятельностный компонент социально-экологических представлений характеризует способность ребенка оперировать представлениями как в процессе умственной, так и в процессе практической деятельности; определяет развитие умения оперировать представлениями (воображать, воспроизводить, создавать, репродуктивные образы в различных ситуациях). Это требует от ребенка навыка владения определенными средствами и способами умственной деятельности. Основным средством оперирования представлениями с точки зрения Н. Н. Подьякова являются «операторные эталоны» (обобщенные средства мыслительного преобразования представлений).

Важным в структуре экологических представлений является эмотивный компонент, характеризующийся эмоциональными устремлениями по отношению к природе, себе, другим людям. Эти устремления выражаются эмоциональной эмпатией, «вчуствованием», сорадостью, сочувствием, сопереживанием, в которых отражается отношение ребенка к тому, что он делает, узнает, понимает, чувствует.

1.5. Ведущая педагогическая идея.

Моя педагогическая идея - это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:

- развивать интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольника, как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через информационные стенды, участие в мероприятиях экологической направленности.

Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой - это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Считаю, что природа научит ребёнка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет ребёнку развиваться всесторонне.

1.6. Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта.

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Николаева С. Н. Юный эколог // В кн. : Юный эколог : Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998. 9.

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы 2-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

II. Теоретическая основа опыта.

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы.

Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две программы, тем самым одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель является носителем экологической культуры).

Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Н. В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л. Г. Киреевой, С. Б. Бекрежнова «Формирование экологической культуры дошкольников», Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников», Л. М. Потаповой «Детям о природе», В. А. Шишкина и М. М. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

III. Принципы организации работы.

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3. Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции :

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6. Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7. Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.

IV. Этапы работы.

Опыт проводится 3 этапами:

1 этап:

• Изучение программ нового поколения,

• Изучение научно – педагогической и методической литературы,

• Изучение передовых опытов работы детских садов края,

• Поиск новых форм и методов проведения занятия,

• Результативность на начальном этапе обучения.

2 этап:

• Составления перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами

• Организация практической деятельности с детьми через реализацию программы «Юный эколог» С. Николаевой.

• Создание предметно – развивающей среды,

• Изготовление костюмов, атрибутов и пособий к занятиям,

• Продолжение обогащения и накопления методического материала,

• Совершенствование методических приемов в работе с детьми,

Разработка дополнительных тем занятий,

• Обновление форм работы с родителями.

3 этап:

• Систематизация накопленного и разработанного материала,

• Итоговая результативность по результатам работы,

• Обобщение материала опыта, составление творческого отчета.

V. Организация предметно – пространственной среды.

Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

Решая эту задачу, в группе организовала образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую и эстетическую зоны.

Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.

Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.

Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.

Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.

В группе оформлен живой уголок, который содержит растения и животные.

В уголке книги знакомлю детей с художественной литературой о природе, России, Москве и родном селу.

В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.

Быстрый рост городов и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Приобщая детей к природе, провожу с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом и закатом солнца. Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними, формирую у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

VI. Формы и методы работы с детьми.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

- наблюдения за природой;

- поисковая деятельность детей;

- метод моделирования;

- метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);

-экологические беседы;

- проведение дидактических игр;

- проектный метод;

- беседы, вопросы, разъяснения;

- опыты;

- чтение художественной литературы;

- использование загадок, пословиц, поговорок и т. д.

Формы образовательной работы с детьми :

- организованная НОД;

- совместная деятельность;

- праздники и развлечения;

-наблюдения в природе;

- экскурсии;

- организация конкурсов и поделок из природного и бросового материалов;

- просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

VII. Формы работы с родителями.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование, проведение опросов

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон,

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат,совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке» Из опыта работы: Формирование интереса к чтению у дошкольников через развитие интереса к сказке. “Чтение – это окошко, через которое дети.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации проектной деятельности» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Опыт работы  «Познавательное развитие дошкольников в центре природы посредством дидактических игр» Актуальность. В процессе работы над темой по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» выявила.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Подготовила: музыкальный.

Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий» 1. Актуальность. С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Опыт работы «Совершенствование познавательных способностей дошкольников посредством ИКТ» 1. Актуальность опыта В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов,.

Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности» «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Целью своей работы я наметила.

Воспитание у детей познавательного интереса к социальной действительности посредством экскурсии Прежде всего определимся с понятиями познавательного интереса к социальной действительности. Исходя из того что социальный мир – люди, общество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии»
Опубликовано: 19 мая 2017 в 12:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД