Лучший педагог года

Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера

Татьяна Грищенко
Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера

Тема: «Развитие математических представлений и умений у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера»

Работаю воспитателем в логопедической группе детского сада, компенсирующего вида. Последние несколько лет, применяю в своей работе развивающую математику М. Фидлер, которая была допущена Министерством образования как дополнение к программе «Детство». Данный материал меня привлек тем, что он позволяет проследить, как постепенно дошкольники учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, как приобретают навыки измерения, счета, представлений о размере, форме, массе предметов, об ориентировке в пространстве, как постигают смысл операций сложения и вычитания.

Публикация «Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера» размещена в разделах

При этом я использую в работе систему разнообразных упражнений, дидактических игр, наглядных пособий, стараюсь создавать проблемные ситуации, заставляющие ребенка самостоятельно находить решение, приводящее его к открытию определенных закономерностей.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Дошкольники с высоким интеллектуальным развитием быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд не легок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно поисковый, а главная форма организации - игра.

Каждая игра представляет собой набор задач, имеющий широкий диапазон трудностей, через которые ребенок знакомится с разными способами передачи информации, идет вперед, самостоятельно совершенствуется, развивает свои творческие способности.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Это и Кубики Никитина, и игры Воскобовича. Столкнувшись с проблемами решения математических задач, у детей дошкольного возраста, решила использовать в своей работе развивающую математику М. Фидлер. По моему мнению, данная методика наиболее полно помогает решить проблемы развития математических представлений у детей. Вот уже более двадцати лет цветные счетные палочки Кьюзинера используются в России с целью сформировать у детей представление о числе, содействуют развитию восприятия, мышления, воображения. В этой методике используются игры и упражнения универсального дидактического материала : блоков

Дьенеша и палочек Кюизенера, которые, посредством ненавязчивой игры, помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера являются универсальным дидактическим материалом для развития интеллектуальных способностей и логико - математического мышления. Их широко применяют в детских садах Польши, Бельгии и других странах.

Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Бельгийский математик X. Кюизенер разработал дидактический материал для обучения математике. Палочки Кюизенера называют еще Цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные задачи использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста таковы:

-учить детей устанавливать логические связи и закономерности; -формировать представления о форме, цвете, размере, толщине; -формировать количественные представления;

-формировать представления о составе числа, числовой прямой;

-развивать умения ориентироваться на плоскости;

-развивать умения кодировать и декодировать информацию;

-развивать мышление, память внимание, глазомер;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью; воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики. В наш компьютерный век это очень важно.

На основе логических блоков и палочек Кюизенера разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

Программа «Детство», по которой работает наш детский сад, позволяет использовать различные развивающие дидактические игры и упражнения, такие, как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Свою работу я начала в средней группе.

На первом этапе, я провела диагностику уровня развития детей по разделу программы «Первые шаги в математику».

На втором этапе, по результатам диагностики, составила перспективный план работы на год.

На третьем этапе подготовила дидактический материал и, необходимые в работе, пособия.

Средний возраст является подготовительным этапом для развития логического мышления, поэтому я использовала элементы развивающей математики М. Фидлер. Математике можно и нужно учить не только на занятиях, но и на прогулке, в свободной деятельности. Осенью на участке детского сада мы с ребятами учились классифицировать разные предметы по различным признакам. Дети собирали желтые и зеленые листья, выкладывали на веранде дорожки: желтая дорожка оказалась длиннее. Таким образом, ребята не только разделили листья по цвету, но и сделали важное умозаключение: осенью желтых листьев больше, чем зеленых.

На прогулке, пока не выпадет снег, дети любят печь куличики разные по величине: большие и маленькие. Опытным путем дети понимают, что для большого куличика необходимо больше «муки», чем для маленького. В данном случае дети сталкиваются с зависимостью, существующей между размером посуды и количеством песка, нужного для его наполнения.

Далее, не называя математический термин «множество», я обращала внимание на восприятие детьми определенного количества предметов, как множество предметов. При этом выделяется понятие элемента множества.

а) В детском саду есть традиция: в день своего рождения угощать друзей конфетами. Когда конфеты в пакете - их много, множество конфет, дети это замечают, а получают по одной. Значит, конфета является элементом множества.

б) В лесу деревьев много. Каждое дерево - элемент множества.

Так же я знакомила детей с количественными и порядковыми числительными. Сравнивали множества, их численности при помощи простых заданий. Чего больше - деревьев или грибов, цветов или бабочек, детей или мячиков. Дети научились видеть разницу, где больше на 1, а где меньше. А что будет, если к одному предмету придвинуть, добавить еще один? Тогда образуется множество, состоящее из двух элементов, которое ребенок легко охватывает взглядом, четко разграничивая два предмета, входящие в состав множества. Одновременно с изучением такого рода количественных соотношений я старалась добиваться, чтобы ребенок выучил числительные «один», «два». Понимать, что числительное «два» означает два предмета вместе, помогла игра в угадывание.

(-У куклы одна голова, две ручки. Что еще имеет кукла по два и по одному?

- А почему у тебя два ботиночка, пара ботиночек?

-Потому что у меня две ноги.)

Игра «Парные картинки» позволяет закрепить усвоение понятия два.

Таким образом, дети были подготовлены к более глубокому изучению математики.

В начале следующего учебного года, в старшей группе, я проверила уровень знаний детей и составила рабочую программу на данный год.

Сначала я познакомила детей с цветными палочками Кюизенера и предложила детям пофантазировать. Дети выкладывали интересные постройки и придумывали различные сюжеты: кто-то построил дом, кто-то машину, кто-то человечка.

Потом мы объединяли детские постройки и связывали их единым сюжетом, развивая не только математические умения, но и речь ребенка.

Далее мы учились строить дорожки, моделировать геометрические фигуры, строить мебель для матрешки, научились делать числовую лесенку.

Свою работу я проводила не только на занятиях, но и вела математический кружок (1раз в неделю). Мы учились делать из палочек заборы высокие и низкие, строили мосты через ручей и реку, где закрепляли понятия «длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий - низкий». Во время занятий я старалась добиваться от детей полных, правильных ответов, учила устанавливать причинно - следственные связи: жираф высокий, значит ему надо построить высокий забор, тигр ниже жирафа, значит ему нужен забор пониже.

Когда мы научились строить цветную лесенку и цветной поезд, я подвела детей к выводу, что каждая палочка - это число. Чтобы дети легче запомнили цвет и число, выполняли простые физминутки, на которых дети, когда я показывала палочку определенного цвета, например голубого, выполняли столько движений (поворотов, приседаний, хлопков.) какое число несет в себе этот цвет. В данном случае это число 3. Если белая палочка - выполняем 1раз, если розовая 2раза, и т. д.

Далее мы познакомились с составом числа. Я рассказала историю о городе чисел. В нем есть дома с 2, 3, 4, 5, 6 этажами. Жильцы этих домов были единицы. На каждом этаже по единичке. Детям надо было ответить на вопрос: сколько единиц в каждом доме? Ребята отвечали: «В доме №2 — две единички, в доме №3 — три единицы и т. д., потому что 2 - это 1 и 1, а 3 - это 1, 1 и 1.

Логические блоки дети встретили с интересом. Им было любопытно, что геометрические фигуры такие разные. Сначала мы с ребятами вспомнили названия фигур, их отличия, попробовали пофантазировать и построить из блоков кто что захочет. В основном, это были здания, дома, мосты. Мне хорошо запомнилась работа мальчика. Он сделал трактор, причем колеса спереди он сделал маленькие, а задние - большие. Даже другие дети обратили внимание на необычную постройку и захотели сделать похожую.

Потом мы учились видеть и называть отдельные свойства блоков, два, три и даже четыре свойства вместе. Чтобы детям было легче запомнить и описывать все свойства геометрических фигур, я сделала карточки-символы, которые отражают свойства: графическое изображение фигуры (круг, треугольник,

прямоугольник, квадрат, цвет (красный, желтый, синий, величина (дом большой, домик маленький, толщина (человечек худой, толстый).

Для закрепления пройденного материала, мы играли в игру «Чудесный мешочек» или «Какая фигура спряталась в мешочке». Дети на ощупь определяли форму, размер, толщину. Сначала выделяли одно свойство, затем два, три и четыре.

Далее мне необходимо было познакомить детей с понятием «множество». Для этого я изготовила цветные обручи из проволоки, чтобы их легче было накладывать друг на друга при пересечении. Сначала мы делили геометрические фигуры по цвету, по размеру, по форме, по толщине, по величине. Чтобы детям было интереснее, придумывала различные сюжеты: делили конфеты, бусины, печенье, инструменты.

Я объяснила детям, что множества предметов могут пересекаться. Использовала для этого цветные обручи. В одном обруче - множество кругов, в другом - множество красных фигур. При пересечении они образуют третье множество - множество красных кругов. В этой же игре мы научились производить логическую операцию с «не». Например, у ребенка синий треугольник. Он «не» красный и «не» круг, значит, мы не можем его положить ни в один обруч, а кладем его за территорию.

Когда мы научились выделять свойства блоков, я предложила поиграть в секретных агентов. Мы засекречивали свои геометрические фигуры с помощью карточек-символов. Ребятам нравилось, как засекречивать, так и отгадывать информацию о фигуре. Позже, на одно из занятий, к нам «приехала машина» - схема, на которой было видно из каких геометрических фигур и какой величины ее можно сделать, а цвет, толщина были зашифрованы. Подобные схемы с домами, цветами, транспортом, животными мы использовали на последующих занятиях.

В конце года, я проверила знания детей и результатами была довольна.

На начало года, из 19 детей, с высоким уровнем развития было 2 человека, со средним 11, с низким 6 человек. В конце года, детей с высоким уровнем развития стало 4, со средним 11, с низким 4 человека.

В начале учебного года в подготовительной группе, мы вспомнили то, чему научились в старшей группе. Оказалось, что ребята не растеряли свои знания и открыты для постижения нового.

Большое значение я уделяла играм с палочками Кюизенера, где мы знакомились и закрепляли знания о составе числа. Составляли для определенной числовой палочки коврик из меньших по длине палочек. Например, палочка фиолетового цвета. Ее длина составляет длине 6 белых палочек, то есть, число 6 состоит из 6 единиц. Дальше мы берем одну белую палочку и решаем – какую необходимо взять палочку, чтобы ее длина была равна 6. Это палочка желтого цвета, значит, 6 - это 1 и 5, розовая и красная 2 и 4, голубая и голубая 3 и 3, красная и розовая 4 и 2, желтая и белая 5 и 1.

Когда мы научились получать определенное число, начали решать задачи, показывая решение и ответ палочками. В результате, к концу года дети решали задачи в два действия на сложение и вычитание в пределах 20.

Чтобы ребята хорошо усвоили графическое написание цифр, я изготовила таблицу цветных чисел от 1 до 100, при помощи которой дети могли легко находить любое двухзначное число. Мы научились считать двойками, тройками, пятерками, десятками.

Чтобы получить правильный ответ необходимо знать определенные правила. Числа, кратные числу 2, то есть 4, 6, 8, 10 -обозначены оттенками красного цвета, а числа, кратные 3, то есть числа 3, 6, 9 - обозначены оттенками синего цвета.

Еще, при помощи палочек, учились измерять. Дети с интересом измеряли длину и высоту стола, стула, карандаша, а ответ проверяли сантиметровой лентой.

В старшей группе, мы научились разбивать множество на 2 подмножества. В подготовительной группе мы продолжили эту работу, производя логические операции «не», «и», «или», при помощи цветных обручей. Ребята сами предложили усложнить игру - использовать не 2, а 3 обруча. Пусть будет три множества: круги, желтые и большие. На пересечении множеств может лежать только круг желтый и большой.

После того, как дети уверенно научились получать информацию из схем, я ввела карточки-схемы с отрицанием: «не круг», «не треугольник», «не прямоугольник», «не квадрат», «не желтый», «не красный» и т. д.

Предложила детям игру-загадку, где ребята описывали геометрическую фигуру или блок при помощи карточек-символов. Например, ведущий загадывает определенный блок и на доске выкладывает карточки: «квадрат», «не красный», «не желтый», «большой», «не толстый». Дети отгадывают и находят среди других блоков квадрат, синего цвета, большой и тонкий. Затем ведущий меняется.

Также мы продолжали работу, начатую в старшей группе по кодированию и декодированию свойств. Так как в группе много мальчиков, я часто использовала мальчишеские сюжеты : автомобильный завод, компьютер, строительство., где ребята продолжали учиться раскодировать информацию о свойствах и выстраивать нужное изображение.

В конце года я провела итоговое открытое занятие «Путешествие в город геметрических фигур», где постарались отразить все, чему так долго учились. Присутствующие на занятии педагоги отметили высокий уровень интеллектуального развития дошкольников используемые методы и приемы предложенные М. Фидлер.

В мае 2015 года я провела родительское собрание на тему «Развивающие игры при подготовке детей к школе». Подвела итоги работы за учебный год. Таким образом, в ходе родительского собрания, родителям были показаны основные принципы интеллектуального развития дошкольников через использование развивающих игр.

Публикации по теме:

Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Использование логических блоков Дьнеша с целью развития логико-математических.

Из опыта работы «Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий» Из опыта работы по теме «Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий» В моей теме.

Конспект занятия «Зимушка» (использование блоков З. Дьенеша с целью развития логико — математических представлений) ТЕМА: «ЗИМУШКА» Программное содержание:Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма,.

НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша «На поиски клада» Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста в изобразительной деятельности» Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей раннего возраста» Актуальность: Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии.

Опыт работы «Сенсорное развитие дошкольников как способ формирования их математических способностей» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,.

Развитие математических представлений у детей в старшей группе детского сада (из опыта работы)Развитие математических представлений у детей в старшей группе детского сада (из опыта работы) Я - молодой педагог. Работаю в детском саду пятый год. За это время создала прилично не маленькую предметно - развивающую среду. Хочу поделиться.

Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят»Совместная деятельность с детьми. Занимательная математика с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера «Зайчик в гостях у ребят» ель: учить детей находить нужные фигуры и соотносить их со схемой по цвету и форме. Образовательные задачи: (математические) • Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме: Развитие математических представлений и умений использования игр с блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 18:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД