Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»

Елена Чуднова
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной.

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность“» размещена в разделах

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Достаточный уровень развития моторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - таких, как письмо, речь, навыки самообслуживания. Без развития мелкой моторики ребенок будет ощущать дискомфорт в современном мире, это скажется как в школе, (проблемы с речью и письмом, так и в быту (застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами и т. д.).

Кольцова М. М. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Е. В. Моржина, В. В. Цвынтарный, А. Е. Белая, В. И. Мирясова, А. В. Антонова предлагают различные средства и методики развития мелкой моторики руки :

-поделки из бумаги

-конструирование

-пальчиковая гимнастика

-предметная деятельность

-изобразительная деятельность.

По мнению Е. П. Пименовой, И. Я. Гинцбург, А. Г. Ковалева изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки. С помощью изобразительной деятельности ребенок овладевает следующими действиями:

• захватывающими (пинцетный захват - большим и указательным пальцами руки; щепотью - большим, указательным, средним пальцами кисти руки; горстью – всеми пальцами кисти руки) – что говорит о умении держать ручку, пользоваться ей, а значит избежать проблем с письмом в начальной школе;

• соотносящими (удержание в одной руке предмета, манипуляции другой рукой, раскладывание деталей на определенную поверхность, соотнесение частей при шнуровке деталей, застегивании пуговиц, крючков, кнопок, молний и т. п.) – поможет ребенку в самообслуживании;

• интегративными (объединяющими разные движения двух рук при вырезании деталей, наматывании ниток на основу, и т. п.) – обеспечит безопасное пользование ножницами и другими опасными предметами;

• закручивающими (захват двумя пальцами – большим и указательным с проворачивающими движениями относительно друг друга; захват тремя пальцами – большим, указательным, средним с поворотом кисти руки; захват всеми пальцами кисти с поворотом кисти) – умение манипулировать предметами, изучать окружающий мир.

У детей посещающих мою группу я наблюдала общее моторное отставание : они неуверенно удерживали в руках карандаш, рисовали карандашом без нажима, не могли лепить из глины, пластилина, застёгивать даже крупные пуговицы, шнуровать, не могли строить из мелких деталей конструктора. И я решила начать работу по развитию у детей мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.

С этой целью мною был разработан план деятельности :

1. Изучить работы известных методистов, работающих по моей теме.

2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.

3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изодеятельности.

5. Провести консультации для родителей по методике пальчиковых игр, нетрадиционным техникам рисования.

6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.

7. Организовать мини-музей «Русская изба» (знакомство с традиционными русскими промыслами).

Целью деятельности воспитателя по моей теме является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Задачи:

- развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и пальцев;

- изучить технические навыки при работе с нетрадиционными техниками;

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Работу по теме я начала во 2ой младшей группе с пальчиковых игр: ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играли с детьми в подобные игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка, рекомендовала подобные игры и родителям. Для творчества детей в свободной деятельности с помощью родителей был оснащён специальный уголок с оборудованием и материалом в достаточном количестве.

Во 2ой младшей группе дети овладели следующими нетрадиционными приё мами рисования:

-рисование пальчиками;

-рисование ладошками.

В этом же учебном году был организован открытый просмотр НОД по художественно-эстетическому развитию в интеграции с познавательным «

в которой использовалась техника пластилинографии.

В средней группе работа по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности была мною продолжена: дети овладели следующими техниками:

-тычок жесткой полусухой кистью;

-печать поролоном;

- рисование восковыми мелками и акварелью;

- отпечатки листьев;

- рисование ватными палочками.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей деятельности. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, только когда видят на выставке детские работы. Поэтому мною еженедельно организуются выставки детских рисунков. С помощью родителей мне удалось оформить в группе мини-музей «Русская изба», где представлены предметы обихода, оформленные в стиле народного творчества (печь, матрёшки, деревянная посуда, скатерти, «чугунок»,«рушники», вышивки и т. п.).

Систематическая работа по развитию мелкой моторики руки средствами изобразительной деятельности позволила достичь следующих положительных результатов: кисть руки у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. У детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. Повышается уровень развития речи детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует художественно-эстетическое направление в развитии детей.

В дальнейшем планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

- обводка плоских фигур ( обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.);

- рисование по опорным точкам;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- печать по трафарету;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- набрызг;

- кляксография.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через вышивание лентами на картоне» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Большое стимулирующее влияние.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Опыт работы по развитию мелкой моторики. Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Зюбина Вера Леонидовна.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики через игры с песком Развитие мелкой моторики через игры с песком. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,.

Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все»Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все» Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание. «Винни пух и все все все» Развитие тонкой ручной моторики является.

Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж).Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Занятие по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через творчество» Тема: «Барашек» (из бумажных салфеток) Занятие по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через творчество» Тема : «Барашек» (из бумажных салфеток) Задачи: 1. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»
Опубликовано: 22 октября 2016 в 15:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД