МААМ-картинки

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом»

Галина Шестакова
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом»

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

Публикация «Опыт работы „Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом“» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Известно, что дошкольное воспитание – важный период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному городу, родному Отечеству, которые позже взойдут благородными всходами и сделают из него настоящего Патриота.

Цель моего опыта работы: совершенствование уровня гражданско - патриотического воспитания средствами приобщения детей к истории родного края.

Образовательный процесс, построенный на краеведческом материале, позволяет решить следующие задачи:

1. Формировать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать уважения к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.

2. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к семье, родному дому, семейной родословной.

3. Пробуждать интерес и любовь детей к Отечеству, к истории, традициям России, народным промыслам.

4. Развивать способность чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребенка с детства.

5. Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека.

6. Содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.

7. Систематизировать работу с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию.

Теоретические аспекты

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В. А. Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания», С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом», Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие», О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких. Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств.

Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Моя малая Родина. У каждого человека, она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Практическая составляющая опыта

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Вяземский имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Хочу показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною было проведено анкетирование родителей и организованы беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе. Свою работу я выстроила в нескольких направлениях:

1. Ознакомилась с литературой с целью повышения своих знаний.

2. Провела устное анкетирование родителей:

— Беседуете ли вы со своим ребенком о городе Вяземском, об его истории?

—В каких местах города вы любите бывать со своим ребенком?

—Какие книги есть в вашем доме о Хабаровском крае, других городах?

Из бесед с родителями выяснила, что многие из них сами мало где бывают с детьми.

3. Провела диагностику знаний детей по теме «Знакомство с родным городом». Диагностическая карта для детей старшей группы включила в себя следующий объем знаний и представлений:

• Название края.

• Освоение края.

• Реки, города края.

• Название города, в честь кого он назван.

• Предприятия города.

• Предприятия, где работают родители.

• Название улицы, на которой живет твоя семья.

• Название улицы, где расположен детский сад.

• Памятники и площади (Приложение№1).

Диагностика показала, что знания детей очень ограничены. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети недостаточно владеют информацией о родном городе;

-у дошкольников отсутствует гордость за свой родной город, они не осознают свою гражданскую принадлежность;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- отсутствует единая система ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольников и их родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей, подготовительной к школе группы по формированию их патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Теснее работать с родителями.

1. Дополнить развивающую среду в группе.

2. Организовывать с детьми экскурсии по городу, в музей, на выставки.

Мною была организована соответствующая развивающая среда. В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы (раскраски «Мой дом», подборка народных сказок, коллекция аудиокассет со стихами, видеофильмы (Приложение№ 2).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В соответствии с этим мною подобран материал о городе Вяземском, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного города. Содержание отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской) (Приложение № 3).

В основу моей работы легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: я реализую его путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведений к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации: я ориентируюсь на понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера. Опираюсь на эмоционально – чувственную сферу ребенка и развитие его в деятельности. Впечатления о родном крае дети отражают в своих рисунках и в совместных с родителями работах (Приложение № 4).

3. Принцип дифференциации: я стараюсь создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе получения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности: реализую этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, историко-краеведческим музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности: я использую иллюстрации, альбомы, книги, фотографии о родном городе.

В образовательной деятельности за основу я взяла блочно – тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах: «Знаменитые люди города», «Наш детский сад», «Достопримечательности родного города», «Улицы нашего города».

С учетом возрастных особенностей я отобрала наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Так, если в младшей и средней группах были представлены альбомы из ближайшего окружения, то в старшем дошкольном возрасте тематика уже расширена: «Промышленность», «Памятники».

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) считаю необходимым прививать такие важные понятия, как «долг перед Родиной» «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Свою работу я провожу по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включает в себя экскурсии, путешествия по родному городу на занятиях; игры для закрепления знаний и впечатлений.

Центральным звеном по знакомству с родным городом являются экскурсии. На них дети получают знания о родном городе, крае, обогащали знания о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любуемся красотой города, узнаем много нового о нем, учимся беречь и любить свою малую Родину.

Все прогулки и путешествия я организовываю в определенной последовательности, действуя по принципу - от простого к сложному; от знакомого - к неизвестному. Путешествия наши начинаются с территории детского сада. Мы рассматриваем здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок. Затем мы рассматриваем двор жилого дома, по возможности наблюдаем за работой дворника и машин - помощников: мусоровоза, трактора. Решаем, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогают мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Очень понравилась детям целевая прогулка в парк, расположенный в центре города. Мои воспитанники с восторгом рассматривали в парке красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, которые приготовили жители ко Дню города. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой, от которой город стал еще краше (Приложение № 5).

Свои путешествия по городу мы продолжали и в организованной деятельности, которая была взаимосвязана с экскурсиями, дополняла и обогащала их (Приложение № 6).

Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Занятия по этой теме представляли наибольшую трудность, так как наглядного материала практически не было, чтобы преподнести знания доступно, интересно.

Путешествие в прошлое я начинаю с игры «Что в круге?», а затем всю историю показываю по «волшебному телевизору», с помощью которого дети могут наглядно и в игровой форме познакомиться с историческим происхождением нашего города.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. С символикой города я познакомила детей на занятии «Герб нашего города». Занятие я начала с рассказа о том, что такое герб. А затем с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Закрепить знания наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город - древний», которое я провела в форме викторины, включающей в себя задания и игры (Приложение № 7).

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» одной из моих главных задач была следующая - вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающим на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игры и пантомимы: «Кто без чего не может жить», «Покажи кто ты, а мы отгадаем».

Интересным было путешествие на занятии «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления – дети сравнивали человека с транспортом, а затем производили взаимный обмен свойствами между этими классами.

В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятие, проведенное в нетрадиционной форме, позволило мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что мои воспитанники в действительности стали настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Но так как игр по ознакомлению с городом нет, я приобрела открытки, иллюстрации, подобрала фотографии и придумала ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару». Элементами игровой среды явилась серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем на основе исторического и краеведческого материала (Приложение № 8).

Немалую роль я уделила строительным играм. Я предоставляла детям возможность «строить» города и деревни по плану, по определенным ус-ловиям (кинотеатр в городе, почта, детский сад, школа и т. д.) (Приложение № 9).

Успешная работа по формированию патриотических чувств у детей невозможна, без взаимодействия с родителями.

При проведении бесед, консультаций, я учитывала мнения и предложения родителей, пытаясь выработать общую точку зрения на приемы в работе с детьми. Родители стали для меня помощниками. Они принимали активное участие в организации экскурсий, выставок «Вместе дружная семья», «Где я отдыхал с родителями», «Наш город».

Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так, выяснилось, что большинство столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.

Активное участие родители приняли в изготовление герба своего ребенка (Приложение № 10).

Результативность опыта.

С целью выявления результативности проведенной мною работы по

воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с

родным городом, я повторно предложила детям вопросы. Проанализировав полученные результаты, определила степень представлений детей подготовительной к школе группы о своем родном

городе. Сопоставление полученных результатов с данными стартовой диагностики позволили выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой города. Дети твердо знают название города, в котором живут, историю его возникновения, могут безошибочно найти герб района и рассказать о нем. Дети имеют представление о названии улиц города, могут объяснить, почему или в честь кого они названы. Знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут с родителями, детский сад, который они посещают. Дошкольники имеют представление о самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях и продукции, которую они выпускают. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, увидели его красоту и богатство своими глазами. (Приложение № 11).

Процент роста знаний детей по знакомству с родным городом.

Критерии оценки %

1. Название города, история возникновения 38

2. Герб города, история создания 33

3. Улицы города, в честь кого названы 48

4. Мой адрес, адрес детского сада 25

5. Предприятия города 15

6. Предприятия, где работают родители 18

7. Достопримечательности города 25

8. Природные объекты 12

Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города.

В результате, совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Так была решена одна из главных задач, которую я ставила перед собой - работая с родителями моих воспитанников.

Подводя итог, можно говорить о том, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат.

Это подтверждает итоговая диагностика (Приложение № 12).

Таким образом, систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников о своей малой Родине. Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического

воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с. ;

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,

2005. – 247с. ;

3. Буре Р. С., Родина Г. Н. Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А. М. ;

4. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. – Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс,

2011. – 190с. ;

5. Водзинский Д. И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.

Асвета, 1982. – 151 с. ;

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред.

А. М. Виноградовой, - М., 1991г. ;

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М. : 2010, 01с. ;

8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М. : 2010, 109с. ;

9. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М. :

2010, 93с. ;

10. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //

Д/в № 9 – 2001 г. ;

11. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007 г. ;

12. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М. ,

2003 г. ;

13. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Нравственное воспитание, развитие

коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

– 176с. ;

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом ПРОГРАММА самообразования Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к.

Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом». Воспитатель Глотова С. В. Какая притягательная.

Формирование патриотических чувств у детей 5–7 лет через ознакомление с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Опыт работы «Использование макетов-моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего.

Опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОПЫТА воспитателя Суворовой Елены Ивановны по теме "Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств.

Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно.

Перспективный план работы по теме саморазвития «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников» «Воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников средствами ознакомления с родным краем» Возрастная группа: подготовительная.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведениюВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом»
Опубликовано: 3 сентября 2017 в 08:32
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД