Получи документы

Опыт работы «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов»

ирина косторная
Опыт работы «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов»

ОПЫТ РАБОТЫ :

По теме: «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов

Воспитателя : Косторной И. М.

Близ солнца, на одной

Из маленьких планет,

Живет двуногий зверь

Не крупного сложения

Живет сравнительно еще не много лет

И думает, что он венец творенья,

Что все сокровища

Еще безвестных стран

Публикация «Опыт работы „Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов“» размещена в разделах

Для прихоти его природа сотворила,

Что для него горят небесные светилы,

Что для него ревет в час бури океан.

(А. Апухтин)

Любя природу общаясь с ней человек обогащается духовно чувственно заряжается энергией добра.

Без общения с природой трудно представить воспитание сердца, необходимо дать детям эту возможность, сделать все возможное, чтобы они хотя бы периодически окунались в мир природы, при этом давая им определенную свободу, возможность слиться, войти с ней в контакт. Память сердца надолго сохранит это общение.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающегося по отношения к природе.

Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

Экологическое отношение к миру формируется развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое дело сложное. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают взрослому. Любовь к природе означает не только душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Бережное отношение к природе родного края, мы воспитываем в детях с самого раннего возраста.

Природа — это бесконечный источник эмоционального состояния, неугасимого желания познавать.

Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши увидев радугу.

Направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему обучению.

Нужно научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению и запаху.

Умение общаться с природой в практической повседневной жизни — это прямой путь к сохранению укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости — залог нравственного здоровья.

Сформировать осознанно правильное отношение к природе, ее явлением и объектом можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно.

Ребенок может полюбить и научиться беречь лишь то, что его окружает и способно вызвать его интерес.

Экология — это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля — это наш Зеленый дом».

Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…

Кто виноват в этих нарушениях?

К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю — наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В. А,Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, чо сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словестного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Для того чтобы, научить детей любить и береч при роду, я выбрала тему: «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей проридных процессов».

Я творческий эмоциональный человек, с большим стажем работы. Этой теме всегда уделяла много внимания — это формирование знаний о живой и не живой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

На данном этапе изучила много литературы по экологическому воспитанию детей :

С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»

Л. М. Потапова «Детям о природе, экология в играх»

О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»

А. П. Букин «В дружбе с людьми и природой»

Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»

Г. А. Фадеева «Экологические сказки»

немоловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно — от простого к сложному.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

Цель проекта: ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

Формировать осознанное понимание взаимодействий в природе.

Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

Развивать умение и навыки правильного взаимодействия с природой.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

системность;

наглядность;

доступность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

сезонность.

Начала продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе — ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия — творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по разному, интересно.

Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширенны, углубленны, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, художественной литературе, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детей новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия «Живая — неживая природа», «Живая душа природы — деревья», «Лесные происшествия зимой», «Кто радуется весне?», темы таких занятий развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.

С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь как отмечал В. Г. Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове».

Высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

На данный момент я работаю с детьми 2-3 лет. В этом возрасте дети очаровательные существа. Они абсолютно честны и искренне во всем, очень любознательны и любопытны. Их глаза широко открыты для всего нового.

Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам, увлеченно исследуют их подвергая различным манипуляциям.

Каким образом я формировала гуманное отношение к природе? Немаловажное значение имеют наблюдения, которые краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно — от простого к сложному. Во время наблюдений осуществляется тесное общение со взрослыми.

Каждое утро организую наблюдение за комнатными растениям в уголке природы. Знакомлю детей с правилами обращения с растениями и рыбками: нельзя трогать растения руками, вынимать рыбку из воды. Объясняю, что нужно для роста растений (свет, вода, тепло). Объясняю как нужно за ними ухаживать (поливать, рыхлить).

Использую игровые приемы (например давайте покажем кукле, зайчику, где у нас в группе красиво, где много комнатных растений).

В феврале-марте вместе с детьми занимаемся посадкой лука, пересадкой комнатных растений. Называю растения, объясняю что это не огородное, а комнатное растение. Рассматриваем его корни, стебель, листья, что оно живое, с ним надо осторожно обращаться.

Во время прогулки с детьми закрепляем знания детей полученные на занятиях, обучаю тем или иным умениям, воспитываю любовь и доброе отношение ко всему, что окружает.

На прогулках дети с удовольствием двигаются. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувств красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и не интересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.

Провожу разнообразные виды наблюдения:

- это и наблюдение сезонных явлений; снег, холодно, хмурое небо, идет дождь;

- наблюдаем за живой природой, знакомимся с птицами, и их повадками;

- наблюдаем за трудом взрослых;

наблюдаем за экологическом тропой которая находиться на территории детского сада, где растут лекарственные растения, объясняю, почему их так называют.

Затем наблюдаем за елками, и деревьями, дети трогают елку, нюхают ее, отыскивают глазами шишки.

Обращаю внимание на траву, предлагаю рассмотреть, погладить ее, определить какая она, какого цвета. Уточняю, трава низкая а дерево высокое, надо поднимать голову чтобы увидеть ее ветки, листья.

В процессе наблюдения за птицами, дети начинают понимать, где домашняя птица, а где дикая. Отправляясь на прогулку, самое главное что можно сделать, это объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о ней так:

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой — маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Оденем куклу на прогулку» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное — несъедобное»; «Хорошо — плохо»; «Узнай по голосу»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание и воображение.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышами.

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравиться детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказывать затрудняются.

На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии считаю:

Во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания;

Во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

В-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас педагогов.

Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Центр взаимодействия с родителями это лицо группы, к оформлении ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультации родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, рисунками других людей.

Мир, окружающий ребенка — это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский).

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность» Краски, кисточки, цветная бумага, кажется простые, привычные материалы, но каждый из них является важным средством развития ребёнка дошкольника.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традициям и быту кубанских казаков 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Формирование положительных черт с разными типами темперамента на основе игрФормирование положительных черт с разными типами темперамента на основе игр В воспитательно-образовательной работе по ФГОС ДО должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Обобщенный опыт работы «Воспитание гуманного отношения к природе через развитие интереса к комнатным растениям» Управление образования Администрации города Костромы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 89».

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование» Выступление на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Опыт работы по теме: «Познаю мир через сенсорное развитие» В своей работе для себя я поставила задачи по развитию сенсорного воспитания у детей. 1. Формировать у детей умение воспринимать и представлять.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Опыт работы «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование» Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов»
Опубликовано: 20 августа 2017 в 23:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД