Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Антонина Кузовкина
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

По результатам диагностического обследования детей на начало учебного года 2013, преобладал недостаточный уровень экологических знаний.

2013 сентябрь

высокий средний низкий

18,5% 22,3% 59,2%

2014 май

25% 35,7% 39,3%

Не все дети имели представление о характерных особенностях каждого времени года, не проявляли интерес к животному и растительному миру из-за отсутствия знаний об уходе за живыми существами, проявляли затруднения в классификации растительного мира, среде обитания животного мира, не достаточно имели представления о бережном отношении к природе.

Направление инновационной деятельности детского сада проектная и исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ было выявлено, что недостаточно создано экологических проектов.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы по самообразованию – экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Целью своей работы поставила: формирование начал экологической культуры личности дошкольника через проектную деятельность.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Формировать знания о происхождении и многообразии растительного и животного мира, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде.

2. Развитие экологического сознания, мышления, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

3. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.

5. Систематически вести пропаганду среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

6. Повысить профессиональную компетентность воспитателей по экологическому образованию.

Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Проектная деятельность

беседы -наблюдения

экспериментально – исследовательская деятельность

моделирующая деятельность

экскурсии

чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности

беседы

просвещение родителей

рассматривание картин

видео- и аудиозаписи

разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры

НОД с элементами экологии

праздники и развлечения

коллекционирование природных объектов

обсуждение и проигрывание экологических ситуаций

При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.

Совместная деятельность с детьми

Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:

Систематичность;

Возрастные особенности;

Интегрированный подход;

Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;

Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.

Использование природного материала при составлении аппликаций позволяет развитию у детей мелкой моторики рук, для дальнейшей подготовки руки к письму, познавательной активности.

В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Основным дидактическим методом обучения является наблюдение, как средство развития интеллектуальной деятельности, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения использую следующие приёмы (художественное слово, проблемные ситуации, выводы, обобщения и т. д., которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т. д.

В старшем дошкольном возрасте преобладает метод проектирования, в котором дети принимают активное участие. С учётом Федеральных государственных образовательных стандартов, мною были разработаны проекты: «Зимующие птицы», «Флора и фауна Зауралья», «Белоствольная красавица» и др., где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Дети с желанием принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «В мире животных», «Подводный мир». Во всероссийском конкурсе «М!И!Р!» заняли вторые и третьи места по региону.

После проведённой мною работой, анализ уровня экологических знаний детей на начало учебного года 2014 показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился: высокий на 7,2%, средний-на10,7%, низкий уменьшился на 17,9%.

Сентябрь 2014

высокий средний низкий

32,2% 46,4% 21,4%

Дети без затруднения называют времена года и изменения в жизни природы, выделяют внешние признаки и характерные особенности представителей животного и растительного мира, имеют представления о жизни растений,

бережном отношении к природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда представлена в виде центра «Природа и экология», где находятся дидактические игры («Животные и их детёныши», «Собери цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Земля и её жители» и др., оформлены альбомы: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», сборник экологических сказок, картотека прогулок, дидактические пособия «Живая планета о растительном и животном мире», экологические мини-лаборатории («огород на окне», разработана электронная база экологических игр для дошкольников 3-7 лет.

2015 год объявлен годом художественной литературы, подобрала картотеку книг по экологической культуре дошкольников.

Создала предметные модели «Сухой аквариум», «Ферма», «Пруд», графические («Календарь погоды», «Правила поведения на природе», «Рост семян» и т. д., предметно-схематические («Круговорот воды в природе» и т. д.)

В совместной деятельности с детьми использую игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т. д. ; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д. ; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т. д.

В проектной деятельности для познавательной активности детей, использую ИКТ презентации: «Что растёт на грядке и в саду», «Что растёт на дереве», «На лесной опушке» и т. д.

Оформлен центр «Воды и песка» для опытно-экспериментальной деятельности, в нем сдержатся материалы для опытов и экспериментов, природный материал (коллекции «Камни», «Ракушки», гербарий, шишки, семена, крупы, картотеки «Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», «Опыты-эксперименты для детей дошкольного возраста».

Для успешного экологического развития детей на территории детского сада созданы цветники, мини-огород, растут деревья, кустарники и растения нашего края. На участке создан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию у детей природоохранных знаний.

Просветительская деятельность с родителями:

Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Работа над развитием экологической культуры детей включает в себя деятельность всех участников образовательных отношений: педагога, детей, родителей. Решение вопросов экологического воспитания детей, нахождение общих правильных ответов следует проводить в двух направлениях:

• Педагог-родитель;

• Педагог-ребёнок-родитель;

Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

Повышение уровня педагогических знаний родителей об экологии.

Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для организации эффективного сотрудничества в рамках экологической культуры детей, с родителями провела анкетирование, которое показало, что 33% родителей не мастерили кормушки для птиц, 44% не читают детям художественную литературу, 55% не ходят с детьми в лес, 44% не знакомят детей с названиями деревьев, цветов, насекомых, лекарственных растениях и т. д. Поэтому сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением экологической культуры для развития ребёнка.

Рекомендовать художественную литературу по экологии для чтения детям.

Информировать о значении прогулок для детей на природу.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей в приёмной оформила «Экологическую страничку», в которую помещаю:

Памятки для родителей:

Запомните правила!

Экологическое воспитание детей это…

Прикоснись к природе сердцем!

Прогулка в природе

папки передвижки:

.Экологическое воспитание.

Прогулка и её значение.

Времена года.

Экологические газеты.

Подготовила и провела консультации:

Человек и природа;

Летний отдых;

Воспитание любви к природе;

Ребёнок и природа;

Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка;

Родители ежегодно с желанием принимают участие в традиционных выставках детского сада «Дары осени», «Поможем тем, кто рядом», «Огородные сказки», «Витамины на подоконнике»; акции «Синичкин день», «Семечко зёрнышко про запас», «Покормите птиц зимой» и др. Вместе с детьми приняли участие в городском экологическом конкурсе рисунков «В мире животных».

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.

Ежегодно (весна, осень) организуется «День добрых дел», совместно с родителями проводится уборка территории детского сада, посадка растений и др.

Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и вносят в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Взаимосвязь с педагогами.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экологической культуры с целью формирования у детей природоохранных знаний, подготовила и провела консультации:

Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников

Особенности воспитания экологической культуры в игровой деятельности дошкольника.

Уголок природы и экологии в детском саду.

Была ответственной за проведение выставки кормушек для птиц, экологической акции «Зёрнышко-семечко», «Синичкин день».

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации консультаций, открытые НОД)

Таким образом, проводимая мною деятельность по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста, показала позитивные результаты в промежуточном обследовании детей раздела образовательной программы «Экологическое воспитание» высокий уровень повысился на 12,3%, средний- 9,1%, низкий уровень отсутствует.

Январь 2015 год

высокий средний низкий

44.5% 55,5%

Считаю, что:

- Сформированы начала экологической культуры у детей через проектную деятельность.

- Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы.

-Практическим путём дети получают знания, умения и навыки по охране природы.

детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

По теме: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность» планирую дальнейшую деятельность.

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка» Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете Актуальность На современном этапе наиболее.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 20:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Лето красное пришло»
"Лето красное пришло " Возрастная группа: вторая младшая. Форма совместной деятельности: интегрированная НОД. Форма организации: групповая. Интеграция...
«Зелёная аптека» на участке нашего детского сада
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности....
Консультация для родителей Надо взрослым знать всегда, что у детей тоже есть права!
Надо взрослым знать всегда, что у детей тоже есть права! Каждый ребенок имеет право Мысли личные выражать. Каждый ребенок имеет право Соглашаться и...
Сценарий летнего мероприятия «Почемучки»
Цель: Развивать познавательную активность, творческое воображение, находчивость, смекалки. Используемые атрибуты: Для эксперимента с отражением: лупа,...
Познавательно-информационный проект «Весь мир –футбол» для детей старшего дошкольного...
Описание проекта: В этом проекте были закреплены знание о истории футбола, мяча, о спорте. Актуальность проекта: В нашем современном мире дети не ходят...