Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Антонина Кузовкина
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

По результатам диагностического обследования детей на начало учебного года 2013, преобладал недостаточный уровень экологических знаний.

2013 сентябрь

высокий средний низкий

18,5% 22,3% 59,2%

2014 май

25% 35,7% 39,3%

Не все дети имели представление о характерных особенностях каждого времени года, не проявляли интерес к животному и растительному миру из-за отсутствия знаний об уходе за живыми существами, проявляли затруднения в классификации растительного мира, среде обитания животного мира, не достаточно имели представления о бережном отношении к природе.

Направление инновационной деятельности детского сада проектная и исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ было выявлено, что недостаточно создано экологических проектов.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы по самообразованию – экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Целью своей работы поставила: формирование начал экологической культуры личности дошкольника через проектную деятельность.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Формировать знания о происхождении и многообразии растительного и животного мира, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде.

2. Развитие экологического сознания, мышления, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

3. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.

5. Систематически вести пропаганду среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

6. Повысить профессиональную компетентность воспитателей по экологическому образованию.

Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Проектная деятельность

беседы -наблюдения

экспериментально – исследовательская деятельность

моделирующая деятельность

экскурсии

чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности

беседы

просвещение родителей

рассматривание картин

видео- и аудиозаписи

разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры

НОД с элементами экологии

праздники и развлечения

коллекционирование природных объектов

обсуждение и проигрывание экологических ситуаций

При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.

Совместная деятельность с детьми

Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:

Систематичность;

Возрастные особенности;

Интегрированный подход;

Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;

Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.

Использование природного материала при составлении аппликаций позволяет развитию у детей мелкой моторики рук, для дальнейшей подготовки руки к письму, познавательной активности.

В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Основным дидактическим методом обучения является наблюдение, как средство развития интеллектуальной деятельности, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения использую следующие приёмы (художественное слово, проблемные ситуации, выводы, обобщения и т. д., которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т. д.

В старшем дошкольном возрасте преобладает метод проектирования, в котором дети принимают активное участие. С учётом Федеральных государственных образовательных стандартов, мною были разработаны проекты: «Зимующие птицы», «Флора и фауна Зауралья», «Белоствольная красавица» и др., где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Дети с желанием принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «В мире животных», «Подводный мир». Во всероссийском конкурсе «М!И!Р!» заняли вторые и третьи места по региону.

После проведённой мною работой, анализ уровня экологических знаний детей на начало учебного года 2014 показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился: высокий на 7,2%, средний-на10,7%, низкий уменьшился на 17,9%.

Сентябрь 2014

высокий средний низкий

32,2% 46,4% 21,4%

Дети без затруднения называют времена года и изменения в жизни природы, выделяют внешние признаки и характерные особенности представителей животного и растительного мира, имеют представления о жизни растений,

бережном отношении к природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда представлена в виде центра «Природа и экология», где находятся дидактические игры («Животные и их детёныши», «Собери цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Земля и её жители» и др., оформлены альбомы: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», сборник экологических сказок, картотека прогулок, дидактические пособия «Живая планета о растительном и животном мире», экологические мини-лаборатории («огород на окне», разработана электронная база экологических игр для дошкольников 3-7 лет.

2015 год объявлен годом художественной литературы, подобрала картотеку книг по экологической культуре дошкольников.

Создала предметные модели «Сухой аквариум», «Ферма», «Пруд», графические («Календарь погоды», «Правила поведения на природе», «Рост семян» и т. д., предметно-схематические («Круговорот воды в природе» и т. д.)

В совместной деятельности с детьми использую игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т. д. ; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д. ; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т. д.

В проектной деятельности для познавательной активности детей, использую ИКТ презентации: «Что растёт на грядке и в саду», «Что растёт на дереве», «На лесной опушке» и т. д.

Оформлен центр «Воды и песка» для опытно-экспериментальной деятельности, в нем сдержатся материалы для опытов и экспериментов, природный материал (коллекции «Камни», «Ракушки», гербарий, шишки, семена, крупы, картотеки «Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», «Опыты-эксперименты для детей дошкольного возраста».

Для успешного экологического развития детей на территории детского сада созданы цветники, мини-огород, растут деревья, кустарники и растения нашего края. На участке создан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию у детей природоохранных знаний.

Просветительская деятельность с родителями:

Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Работа над развитием экологической культуры детей включает в себя деятельность всех участников образовательных отношений: педагога, детей, родителей. Решение вопросов экологического воспитания детей, нахождение общих правильных ответов следует проводить в двух направлениях:

• Педагог-родитель;

• Педагог-ребёнок-родитель;

Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

Повышение уровня педагогических знаний родителей об экологии.

Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для организации эффективного сотрудничества в рамках экологической культуры детей, с родителями провела анкетирование, которое показало, что 33% родителей не мастерили кормушки для птиц, 44% не читают детям художественную литературу, 55% не ходят с детьми в лес, 44% не знакомят детей с названиями деревьев, цветов, насекомых, лекарственных растениях и т. д. Поэтому сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением экологической культуры для развития ребёнка.

Рекомендовать художественную литературу по экологии для чтения детям.

Информировать о значении прогулок для детей на природу.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей в приёмной оформила «Экологическую страничку», в которую помещаю:

Памятки для родителей:

Запомните правила!

Экологическое воспитание детей это…

Прикоснись к природе сердцем!

Прогулка в природе

папки передвижки:

.Экологическое воспитание.

Прогулка и её значение.

Времена года.

Экологические газеты.

Подготовила и провела консультации:

Человек и природа;

Летний отдых;

Воспитание любви к природе;

Ребёнок и природа;

Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка;

Родители ежегодно с желанием принимают участие в традиционных выставках детского сада «Дары осени», «Поможем тем, кто рядом», «Огородные сказки», «Витамины на подоконнике»; акции «Синичкин день», «Семечко зёрнышко про запас», «Покормите птиц зимой» и др. Вместе с детьми приняли участие в городском экологическом конкурсе рисунков «В мире животных».

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.

Ежегодно (весна, осень) организуется «День добрых дел», совместно с родителями проводится уборка территории детского сада, посадка растений и др.

Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и вносят в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Взаимосвязь с педагогами.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экологической культуры с целью формирования у детей природоохранных знаний, подготовила и провела консультации:

Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников

Особенности воспитания экологической культуры в игровой деятельности дошкольника.

Уголок природы и экологии в детском саду.

Была ответственной за проведение выставки кормушек для птиц, экологической акции «Зёрнышко-семечко», «Синичкин день».

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации консультаций, открытые НОД)

Таким образом, проводимая мною деятельность по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста, показала позитивные результаты в промежуточном обследовании детей раздела образовательной программы «Экологическое воспитание» высокий уровень повысился на 12,3%, средний- 9,1%, низкий уровень отсутствует.

Январь 2015 год

высокий средний низкий

44.5% 55,5%

Считаю, что:

- Сформированы начала экологической культуры у детей через проектную деятельность.

- Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы.

-Практическим путём дети получают знания, умения и навыки по охране природы.

детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

По теме: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность» планирую дальнейшую деятельность.

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка» Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете Актуальность На современном этапе наиболее.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 20:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...