Опыт работы по тестопластике

Елена Тоненчук
Опыт работы по тестопластике

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках и лепке своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребёнка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие и чувства, образные представления и воображение (форма, цвет, композиция). Происходит приобщение детей к национально – региональному и мировому художественному наследию. Однако, происходит это не самостоятельно, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребёнка и его возрастные особенности.

Свою педагогическую деятельность я начинала по программе под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», которая подразумевает развитие у детей знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности четвёртого – седьмого года жизни.

Постепенно решила отойти от данной программы т. к. она не удовлетворяла моим творческим поискам. Передо мной встала задача продумать методику руководства изо–деятельности, разнообразить приёмы обучения, которые способствуют развитию у детей активности, самостоятельности, творчество. Решить эти задачи помогла новая авторская программа. И с декабря 2001 года начала изучение и апробацию инновационной программы Т. А Копцевой «Природа и художник» (2001г.). Она нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе, как живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Работая по данной программе, столкнулась с трудностями конкретизации материала (программа рассчитана на одно занятие в неделю и единичные занятия по лепке). В соответствии с п. 5 14. Закона Р. Ф. «Об образовании», каждому образовательному учреждению представлено право, самостоятельно разрабатывать рабочие программы, которые полностью учитывают конкретные условия ДОУ. В авторской программе заложен вариативный подход к осмыслению той или иной развивающей, учебно-воспитательной задачи. Если занятие проводится два и более раза в неделю, то расширение программного материала осуществляется за счёт выполнения заданий по предложенной теме разнообразными художественными материалами (живописными, графическими, скульптурными и т. п.).

В 2007-2008 году на основе авторской программы Т. А. Копцевой мною была разработана рабочая программа «Рисуем, фантазируем, лепим» и серию занятий по лепке из цветного солёного теста (тестопластика, биокерамика).

Значение лепки для развития ребёнка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство – это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие, их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию, с ними можно играть. А лепные картинки или интерьерные поделки украсят любое помещение. Всё, что видит и о чём мечтает ребенок, может воплотить в лепных образах. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки – самая несложная. Но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий головного мозга. Таким образом, лепка имеет большое значение для развития художественно – творческих способностей, для обучения и воспитания детей.

Лепить можно из глины или пластилина, но самым идеальным материалом для детского творчества является солёное тесто. Тестопластика имеет свои преимущества:

- Это природный, экологически чистый материал;

- Очень эластичный, легко обрабатывать;

- Быстро и легко готовится;

- Приятный на ощупь;

- Легко отмывается;

- Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста;

- Неокрашенную поделку, при желании, можно раскрасить;

- Изделия из солёного теста довольно прочные, долговечные;

- Хорошо сочетается с другими материалами (природным и бросовым).

Работа с тестом комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развития мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из солёного теста, способствует гармоничному развитию ребёнка. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость. Формирует умение планировать работу при реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Дети находят большое удовольствие в этой работе.

Составление лепных композиций из солёного теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей.

Таким образом, целью лепки из цветного солёного теста является: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

И ставятся следующие задачи:

- Вооружить детей изобразительными и техническими навыками и умениями;

- Развивать познавательный интерес и мотивацию к творческой деятельности;

- Формировать сотрудничество и коммуникативные навыки;

- Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца;

- Развивать способность к творческому самовыражению.

Реализация содержания цикла занятий по тестопластике осуществляется по четырём тематическим блокам.

1-й тематический блок «Мир животных» - 9 занятий в каждой возрастной группе, которые включают такие темы, как: Образы неба («Красно - солнышко», «Улыбка природы. Яркое солнышко», образы земли («Дорожка из осенних листьев», «Ковёр из осенних листьев», Образы деревьев («Ёлочка, колкая иголочка», «Семья деревьев», «Деревья долгожители. Баобаб, дуб», Образы цветов («Красивый цветок», «Грустный и весёлый цветок», «Комнатные растения», «Солнечный цветок», «Букет цветов – икебана») и т. п.

2-ой тематический блок «Мир животных» - 9 занятий в каждой возрастной группе, которые включают такие темы как: Образы птиц («Птицы большие и маленькие», «Любопытные цыплята», «Как розовые яблоки на ветках снегири…», «Мудрая сова», «Птичье семейство», «Петушок золотой гребешок…», «Страус – самая крупная птица на земле»; Образы насекомых («Заботливые пчелы», «Семья жуков», «Бабочки и стрекозы любуются солнцем», «Букашки-таракашки, жуки»); Образы подводного мира («Кто на себе дом носит?», «Золотая рыбка», «Рыбы большие и маленькие», «Рыбы коральвых рифов») и т. д.

3-й тематический блок «мир человека» - 9 занятий в каждой возрастной группе, которые включают такие темы как: Автопортрет («Я веселый, улыбчивый человек»); Образ человека («Я веселый художник»); Мои друзья («Портрет друга»); Моя любимая игрушка («Веселая пирамида); Я художник-фантазер («Лепка чудо-пряника», «Сказочная птица»); Моя буква («Главная буква «Буква Я»); Серебряное королевство («Чудо-юдо рыба кит»).

4-й тематический блок «Мир искусства» - 9 занятий в каждой возрастной группе, которые включают такие темы, как: Я люблю слушать сказки («Золотые яблоки», «Чудо – цветок»); Художник – гример («Клоун веселый и печальный»); Художник – архитектор («Цветочный город»); Любимые сказки («Путешествие в сказочную страну на волшебном паровозике»); Волшебная птица («Золотая птица»); Русский сувенир («Матрешка»); Путешествия к берегам Японии – страны восходящего солнца («Пагода – сооружение с крылатыми крышами»).

Для детей 3-6 лет доминирующей является сказочно-игровая форма подачи материала, следовательно, опосредованный характер сообщаемой информации способствует ее активному усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы воспитать ребенка, как гармонично развитую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения и педагог является наставником формирований его творчества.

Публикации по теме:

Развиваем творческие способностиРазвиваем творческие способности “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника”. Роден Детское творчество – это мир ярких, удивительных.

Рисуем ладошками и пальчикамиРисуем ладошками и пальчиками Детское творчество – это мир ярких, удивительных образов. В изобразительной деятельности ребёнк может отразить свои впечатления об окружающем.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы по тестопластике
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 10:11
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...