МААМ-картинки

Опыт работы по энергосбережению в старшей и подготовительной группе детского сада

Марина Мороцкая
Опыт работы по энергосбережению в старшей и подготовительной группе детского сада

В современном мире перед нашей страной стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату.

Понятие «Энергосбережение» четко обозначено в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ".

Публикация «Опыт работы по энергосбережению в старшей и подготовительной группе детского сада» размещена в разделах

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования. Таким образом, результатом работы в образовательном учреждении должно стать снижение расходов за коммунальные услуги. Воспитание будущих потребителей энергоресурсов потребовало задуматься над проблемой. Исходя из актуальности данной темы, была разработана программа по энергосбережению в ДОУ.

Программа базируется на следующих принципах:

1. Системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению.

2. Использование энергоресурсов с учетом экологических и социальных условий.

3. Ориентированность на детей – будущих потребителей энергоресурсов.

4. Совершенствование развития ДОУ, как хозяйствующего субъекта.

Опираясь на 3 принцип, мною была разработана система работы в области энергосбережения со старшими дошкольниками.

.В данной работе возникли противоречия:

С одной стороны - потребность в воспитании личности, ориентированной на сбережение энергоресурсов.

С другой стороны – недостаточная разработанность процесса воспитания экономии и бережливости в условиях учреждения дошкольного образования.

Для разрешения этих противоречий мною были намечены мероприятия по формированию понятий экономии и бережливости у дошкольников в игровой деятельности.

Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в формировании у детей таких нравственных качеств как экономность и бережливость.

Все это выражается в следующем: получение дошкольниками объективной, соответствующей их возрасту информации об энергоресурсах и их роли в жизни человека, правилах их эффективного использования; в отражении во всех видах деятельности детей умения быть бережливыми и экономными, в применении знаний в обычной жизни в ДОУ и в семье, изучении энергосберегающей азбуки.

.Для обеспечения результативности работы с дошкольниками в данном направлении были выделены этапы образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей. Каждый из этапов имеет свои задачи.

Первый этап – подготовительный, общеразвивающий.

Задачи этого этапа: формировать доступные возрасту представления о природных ресурсах (вода, электроэнергия, их роли в жизни людей; способствовать освоению правил пользования водой, электроэнергией; стимулирование желания быть бережливыми.

Второй этап – основной.

Задачи этапа: расширять круг информативности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости энергоресурсов; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии.

Важно отметить, что в современных условиях с переходом на ФГОС лежит личностно – ориентированный подход, который раскрывает следующую идею. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.

Таким образом, я строила свою работу по теме энергосбережения с учетом современных требований, постаралась создать педагогические условия для развития компетенций современного дошкольника: его инициативность, самостоятельность, активность, любознательность. Вся работа основывалась на игре, как основном виде детской деятельности. В игровой форме дети знакомились с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость». Кроме того, дети выступали как исследователи, экспериментаторы, конструкторы, создатели проектов. Новые Федеральные государственные стандарты позволяют нам интегрировать разные виды детской деятельности.

Здесь хочется сказать о том, что главным условием развития ребенка является позиция взрослого. Область задач, которые решает ребенок, расширяются за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является условием познания. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии, сопоставляет знакомое с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключения.

Например, в разделе «Экология» есть тема «Вода». Здесь я давала знания детям, откуда берется вода, для чего ее использует человек, зачем она нужна животным. Мы с детьми рассматривали иллюстрации, где в природе можно найти воду. Мною был проведен цикл наблюдений за дождем, и за лужами, за тем, куда исчезает вода после дождя. Рассматривая глобус, мы выяснили, сколько на земле воды. Просматривали видеоролики о загрязнении водоемов человеком. После проведенной работы у детей наблюдались устойчивые знания о воде. Дети стали задавать вопрос: «Так для чего нужно беречь и экономить воду. Ведь ее на планете так много».

В дошкольном возрасте в контексте общения с взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер деятельности. В своей работе я старалась относиться к детским вопросам очень внимательно, что позволило определить дальнейшее развитие. Отвечая на них, ребенок приобрел возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не получил их в готовом виде. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешать возникающие вопросы. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Равнодушное отношение к детским вопросам снижает познавательную активность. Я не только внимательно, уважительно и тактично относилась к детским вопросам, но и побуждала ребят спрашивать. Например, ответ на заданный ранее детьми вопрос мы искали вместе с детьми.

Одним из важнейшего фактора интеллектуального развития детей является поисково – исследовательская деятельность. Дети вместе с родителями приготовили презентации, в которых отразили способы получения электрической энергии. Ребята защищали свои презентации перед одногруппниками. Из одной презентации мы узнали, что источником получения тока является вода. Этот процесс очень трудоемкий, требует огромное количество воды. Просмотр этих презентаций повлек за собой следующий детский вопрос : «Как мы можем увидеть, что вода экономиться». Вот здесь в группе появились приборы учета воды, электрической и тепловой энергии. Дети с интересом рассматривали и рассказывали, что почти у всех дома установлены такие приборы. После этого в активном словаре детей появилось новое понятие «приборы учета». Кроме того, мы вместе выяснили, как мы можем экономить воду и электричество в саду и дома. Нужно закрывать кран с водой, выключать свет, когда светло, закрывать зимой окна. Чтобы дети всегда помнили эти правила, в группе были размещены сигнальные карточки.

В своей работе я старалась научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организовывала наблюдения, экспериментирование. Дети подробно, развернуто объясняли явления и процессы в природе, социальной жизни, что позволило рассуждения превратить в способ познания и решения интеллектуальных задач. Мною проявлялась терпимость и понимание к необычным объяснениям, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно – следственные связи, узнать скрытые свойства.

Для создания у детей положительного отношения к познавательной деятельности я применяла «стратегию формирования успеха», учитывала предпочтения ребенком того или иного содержания обучения и приучала его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен. Отбирая задания, которые ребенок объективно может выполнить, повышала, тем самым, его самооценку (давала посильные задания и помогала в необходимых случаях). Например, в совместной деятельности по теме «Вода» дети были разделены на подгруппы, притом это деление происходило абсолютно по интересам и выбору воспитанников. Одна подгруппа занималась опытом по очистке воды, другая – делением яблока на 4 части (чтобы узнать, сколько частей на планете занимает вода, а третья подгруппа рисовала плакаты с изображением экономии воды. Совместно с детьми мы решили, что резать яблоко могут мальчики, потому, что они сильнее. Рисовать плакаты вызвались те дети, у которых есть способности к рисованию. У детей улучшалось настроение, повышалась готовность участвовать в учебной работе. Словом поощряла ребенка, малейший его успех. Все это способствует формированию положительного отношения к познанию. Содержание учебного материала было интересным, эмоциональным, с использованием различных форм коллективной деятельности. По окончании какой либо деятельности проводила качественный анализ, подчеркивающий все положительные моменты, а также адекватно реагировала на ошибки, считая их нормальным явлением – на ошибках учатся.

Кроме всего, наша работа невозможна без помощи и непосредственного участия родителей. Через информационные уголки велась пропаганда по теме энергосбережения. С помощью информационных листков родители узнавали, чем занимаются дети в группе. Кроме того, они являлись непосредственными участниками образовательного процесса. Помогали подбирать наглядный материал, составляли презентации, приносили приборы для занятий и приборы для опытов. Вместе с детьми изготавливали книжки- малышки с загадками и сказками. Таким образом, система работы в области энергосбережения позволила добиться устойчивых знаний и простейших навыков у детей.

Публикации по теме:

Конспект по энергосбережению в подготовительной группеКонспект по энергосбережению в подготовительной группе ели и задачи: 1. Познавательные - Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения; 2. Развивающие - Развивать творческие способности;.

Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Энергосбережение — это наше будущее!» Цели и задачи: - обобщать знания детей об электричестве; - расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;.

Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Как сохранить тепло?»Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Как сохранить тепло?» Программные задачи: дать представление о тепле и его источниках, способах его сбережения, развивать познавательную активность в экспериментальной.

Кружок по тестопластике для старшей и подготовительной групп детского садаКружок по тестопластике для старшей и подготовительной групп детского сада Добрый день! Хочу поделиться своими небольшими успехами:) В нашем детском саду по четвергам проходит "клубный час", когда ребята полностью.

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Не так давно в ясельной группе наблюдала такую картину: дети построили из стульев автомобиль, одна девочка с игрушечным рулем села на самый.

Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников "Опыт сотрудничества детского сада и библиотеки по формированию этнической идентичности дошкольников. " Федорченко Елена Юрьевна, старший.

Открытое занятие по ФЭМП в старшей-подготовительной группе «Маша и медведь в гостях у ребят детского сада» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно – эстетическое развитие».

Перспективный план работы в огороде на подоконнике в подготовительной группе детского садаПерспективный план работы в огороде на подоконнике в подготовительной группе детского сада Цель создания в группе огорода на подоконнике: формирование у дошкольников интереса к опытнической и исследовательской деятельности по.

Сценарий детского развлечения по энергосбережению «Сбережем планету» Цели и задачи: 1. Познавательные: Познакомить детей и родителей с проблемой энергосбережения. 2. Развивающие: Развивать творческие способности.

Сценарий новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах детского сада Сценарий новогоднего утренника в старшей и подготовительной группах детского сада Звучит красивая мелодия, появляется ведущая. Дети вбегают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по энергосбережению в старшей и подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 16 марта 2017 в 14:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД