Опыт работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»

Инга Смирнова
Опыт работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»

Актуальность. Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Как показывают данные ряда авторов А. Н. Корнева [4], Р. Е. Левиной [5], Г. А. Каше [3], Л. Г. Парамоновой [6], М. А. Поваляевой [7], у дошкольников с общим недоразвитием речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы. А именно: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр» чрезвычайно актуальной и своевременной.

Новизна опыта заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр как средства профилактики дизартрии с указанной категорией детей.

Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике дисграфий.

Гипотеза. Можно предположить, что целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с ОНР является предупреждением дисграфии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.

Цель: разработать качественно новый подход в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

1. Обновить и модернизировать с учетом современных требований образовательно-игровую среду, способствующую развитию всех компонентов речи.

2. Разработать и оптимизировать современные методы работы в преодолении речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционно-образовательном процессе.

Реализация этих задач объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всей комплексно-образовательной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении работа по устранению общего недоразвитию речи осуществляется с 4-5 летнего возраста детей. Поскольку преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно, поэтому целесообразно коррекционно-образовательную деятельность разделить на два этапа:

1. Первый этап обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитии и уточнении пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также анализа и воспроизведения ритма.

2. Второй этап обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового-буквенного анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений.

Основные направления коррекционной работы:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Развитие грамматических навыков.

5. Развитие связной речи.

Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все 5 структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

Поскольку единой классификации дисграфии не существует, были взяты за основу наиболее общепризнанные ее формы, чаще всего встречающиеся в практике логопедической работы. А именно: акустическая и артикуляторно – акустическая дисграфия, дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.

С учетом данной классификации мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактических игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи:

1. Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии: «Будь внимателен», «Назови слова», «Назови братца», «Звуковое лото», «Скажи как я», «Эхо», «Объяснялочки», «Пароход», «Буря», «Кто больше».

2. Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Измени слово», «Хлопочки», «Строители», «Цветочки», «Звуковая линейка», «Цепочка изменений», «Строители», «Подбери словечко», «Волшебники»

3. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Построй башни», «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам». «Из чего сделан», «Ластик», «Распутай буквы», «Разгляди буквы», «Зеркало», «Техники»

4. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Магазин», «Мы считаем», «Один-два-пять», «Ложки и стаканы», «Большой-маленький», «Котенок», «Из чего сделан», «Скажи правильно», «Где стоит машина», «Закончи предложение»

Результативность. Анализ результатов сравнительного обследования показал, что общая картина радикально изменилась к лучшему. Так на начальном этапе проведения коррекционно-образовательной работы все 12 детей показали недостаточное развитие всех компонентов речи, другими словами 100% - с абсолютной степенью риска возникновении дисграфии. В конце года таких всего - 1ребенок, остальные - 11 показали средний уровень, что составило - 92%. На этапе выпуска в школу 9 детей, т. е. 75% представили возрастное соответствие развития всех компонентов речи, что указывает на низкий уровень развития дисграфии в дальнейшем. И лишь 3 детей – 25% - что отдельные компоненты речи недостаточно развиты, это соответствует среднему уровню. Количество предпосылок дисграфии по всем ее видам уменьшилось в среднем на 70 %. Достигнутые результаты представляются обнадеживающими. Отмечается положительная динамика по устранению предпосылок всех видов дисграфии.

Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Применение качественно нового подхода в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, создает все условия для преодоления речевых дефектов и формирует у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Список литературы

1. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. : Детство-пресс, 2001.

2. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

3. Каше Г. А. Формирование произношения у детей с ОНР. - М., издательство АПН РСФСР, 1962.

4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003

5. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., АПН РСФСР, 1961.

6. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001.

7. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/ М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Педагогический проект «Стирая грани» (инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья) Цель проекта – создание эффективной модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с ведущей формой организации.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Опыт работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
Опубликовано: 31 января 2014 в 13:53
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...