Лучший педагог года

Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»

Ольга Беликова
Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Публикация «Опыт работы „Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах

Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами встала задача – приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.

Дети, получившие «книжную прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова).

Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Так как я работаю с детьми раннего возраста, в своей работе я использую одну из этих форм – пальчиковые игры. Пальчиковые игры на основе устного народного творчества (потешек) развивают не только интерес к книге, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, развивают фантазию и речь. В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, воспитывается интерес к художественным произведениям, книге.

Когда я начала работать по этой теме, передо мной встали вопросы : С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Первые шаги в данном направлении – это анкетирование родителей по вопросу формирования у детей интереса к книге. Анкетирование показало, что большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Многие дети в группе вообще не проявляли интереса к книгам.

Следующим шагом было создание картотеки пальчиковых игр («Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Этот пальчик дедушка» и многие другие).

Пальчиковые игры использую как динамическую паузу на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, а также в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, и я переключаю его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаю рассматривание иллюстраций движения пальцев, чтением потешки, например:

Киска-киска, киска брысь, На дорожку не садись…

Или

Сорока, сорока – кашу варила….

Этот пальчик – бабушка…

Стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Наверное, ни для кого не секрет, что проведение режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И для того, чтобы дети выполнили эти простые, обыденные ситуации с удовольствием, я опять же обращаюсь к пальчиковым играм :

Водичка водичка

Умой Саше личико….

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда соответствующая возрасту детей. Создана библиотечка красочных книг с потешками, которые соответствуют содержанию пальчиковых игр («Сорока, сорока», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», а также книжки – малышки, изготовленные руками родителей и воспитателей («Белка», «Мышка- норушка», «Пальчик хотел спать», и другие). В театральном уголке присутствует пальчиковый театр по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и другие.

Воспитывая интерес к художественной литературе у детей, я стараюсь заинтересовать и родителей: предлагаю консультации («“ Пальчиковые игры в жизни ребенка», «Воспитание ребенка книгой», памятка «Как проводить пальчиковую игру», анкеты. Руками родителей изготовлены книжки- малышки», пальчиковый театр «Курочка – ряба».

В результате приобщения детей раннего возраста к художественной литературе, используя пальчиковые игры, убедилась в том, что дети с большим удовольствием слушают произведения художественной литературы, рассматривают иллюстрации в книгах, активно пополняется словарный запас.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности старших дошкольников через приобщение к художественной литературе Ознакомление дошкольников с нарушениями речи с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной.

Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы) Приобщение дошкольников к художественной литературе. С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».

Конспект занятия приобщение детей к художественной литературе. Сказка «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки (средняя группа) Задачи: 1. Образовательная. Познакомить детей со сказкой «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки. Продолжать знакомить детей со сказкой, как.

Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы» Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы. Воспитатель Грачева Ольга Федоровна,.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Приобщение детей к художественной литературе Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес.

Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок и рассказов о животных» Вид проекта: исследовательски-творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через сотрудничество с сельской библиотекой» Проект «Приобщение детей к художественной литературе через сотрудничество с сельской библиотекой». Вид проекта: информационно - творческий.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 19:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД