МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша»

Татьяна Михайлова
Опыт работы «Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша»

Условия возникновения и становления опыта

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

Публикация «Опыт работы „Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша“» размещена в разделах

Наша задача: в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа и семья.

В 2013 году Распоряжением Правительства была утверждена Концепция развития математического образования в РФ, целькоторой - вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Актуальность опыта работы

Анализ перспектив развития дошкольного образованияпозволил выявить проблемное поле в организации работы по обеспечению интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста:

недостаточное использование современных игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками;

преобладание традиционных форм и методов организации ОД; преобладание репродуктивных форм организации ОД, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника;

недостаточная осведомленность родителей в вопросах интеллектуально-творческого развития детей.

Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылкик учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На формирование данного опыта оказали влияние следующие факторы:

анализ федеральной и региональной нормативно – правовой базы дошкольного образования, программно-методического обеспечения ДОУ, анализ материалов профессиональной педагогической периодики, электронных методических ресурсов по интеллектуально-творческому развитию дошкольников;

опыт коллег, представленный на методических мероприятиях дошкольных работников Северного района;

профессиональная переподготовка по программе "Педагогика и методика дошкольного образования", ООО «Издательство «Учитель», г. Волгоград, 30.04.2016г. ;

личное активное участие в работе районных методических объединений, диссеминация опыта работы

Теоретическое обоснование

Свою работу я начала с изучения трудов отечественных и зарубежных педагогов. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л. С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Интересна теория развивающего обучения в экспериментальных работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. других.

В процессе работы я выяснила, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. На мой взгляд, наиболее эффективной в данном направлении является авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование); формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания); развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов, а такжеразвивают познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме ведется мною третий год. Данный промежуток времени помог определить, а также спланировать работу по формированию интеллектуально-творческих компетенций и развитию познавательных процессов обучающихся ДОУ, внести коррективы, изменения по результатам диагностики, определить основные направления и задачи по теме, а также реализовать поэтапную их организацию.

Технология описания опыта

Целью опытаявляется повышение эффективности интеллектуально-творческой компетенции обучающихся путем создания развивающего образовательного пространства через использование авторской технологии развивающего обучения логические блоки Дьенеша, разработки и организации системы воспитательно-образовательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Организация в группах РППС с позиции формирования ключевых компетентностей дошкольников через использование современных технологий интеллектуально – творческого развития.

2. Формирование у дошкольников основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

3. Формирование устойчивого интереса педагогов ДОУ к целенаправленному и системному использованию современных развивающих технологий в организации образовательного процесса с дошкольниками.

4. Включение родителей, участников образовательных отношений в совместную с детьми социально - значимую деятельность.

Практическое применение

На подготовительном этапе я проанализировала научно-методическую литературу по данной проблеме, провела диагностику имеющихся ресурсов на базе нашего ДОУ (на тот момент в дошкольном учреждении было достаточно дидактического материала по развивающим технологиям). Затем мною были разработаны основные мероприятия опыта, подготовлены соответствующие условия для ее реализации.

За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками.

Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша я начала с первой младшей группы. Для начала разработала перспективное планирование, картотеку дидактических игр по возрастам, внесла в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним в соответствии с возрастом (Маленькие логики и Маленькие логики - 2). Поначалу дети просто знакомились с блоками, играли с ними. Спустя некоторое времястали использовать альбомы. Накладывая блоки на цветные изображения в альбоме, дети были в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. В образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов цветов дополняла конспекты в методичке «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Логические блоки использовала в сюжетно-ролевых играх как предметы заместители, подвижных играх как ориентиры и в индивидуальной работе по ФЭМП.

В начале реализации опыта была намечена работа с родителями. На основании анкетирования выяснилось, что они недостаточно осведомлены о современных методиках интеллектуально-творческого развития детей. Чтобы родители владели информацией по этому вопросу, провела родительское собрание, где представила их вниманию презентацию по работе с блоками Дьенеша. Также оформила папку - передвижку с материалом по работе с логическими блоками, консультацию на тему «Давайте вместе поиграем», где предложила разные варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. При необходимости проводила индивидуальное консультирование родителей. По результатам диагностики к концу учебного года по образовательной области «Познавательное развитие» обследовался 21 ребёнок, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 13 детей (62 %, средний уровень – 8 детей (38 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).

Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе устанавливала, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Для этого проанализировала результаты диагностики. По познавательному развитию в начале учебного года обследовалось 18 детей, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 10 детей (56 %, средний уровень – 8 детей (44 %, низкий уровень – 0 детей (0 %). На основании «Журнала наблюдения» за каждым ребенком и в соответствии с результатами педагогической диагностики были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка.

Ориентируясь на уровень развития ребенка, предлагала ему одну – две игры. Если он не справлялся, предлагала предыдущие по сложности игры. Проверив, таким образом, каждого ребенка, получала достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это давало возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.

Логические блоки Дьенеша продолжила использовать в различных видах деятельности: реализуя тему самообразования, в соответствии с циклограммой по понедельникам, в НОД по ФЭМП дорабатывала конспекты занятий В. П. Новиковой «Математика в детском саду», где темы перекликались с логическими блоками. Например при изучении геометрических фигур, понятий «большой»-«маленький», ориентировки в пространстве и т. д. Также использовала блоки в интегрированных занятиях, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.

В организации совместной деятельностиприменяю постановку проблемной ситуации, мотивирую детей на дальнейшую работу, ставлю обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, выступаю равноправным партнером в общении с детьми.

В свободной игровой деятельности создавала условия для аппликации, так как блоки хорошо помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях. Продолжила их использовать как предметы заместители в сюжетно-ролевых и подвижных играх. Во второй младшей группе мы уже могли показать определенные результаты. Была проведена открытая интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша тему «В поисках Машеньки» в рамках районного семинара «Создание психолого-педагогических условий преемственности в образовании детей в ДОО и начальной школы». Также родители смогли принять участие в открытом занятии по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ». Во второй младшей группе нами был реализован проект «Путешествие в сказку», цель которого закрепление представлений о свойствах предметов : цвет, форма, размер.

Считаю работу в данном направлении результативной, поэтому в рамках творческой лаборатории воспитателей района «Индивидуализация дошкольного образования: организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» подготовила и провела мастер-класс с педагогами дошкольных учреждений «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» (2016 год). В рамках «Фестиваля педагогических инноваций», который проводится ежегодно в нашем ДОУ, подготовила сообщение для педагогов района «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».

Результативность деятельности по развитию логического мышления и совершенствованию творческих способностей детей с применением развивающих игр характеризуется позитивной динамикой изменения показателей. В конце года обследовались 20 детей, результаты были уже следующие: высокий уровень – 17 детей (85 %, средний уровень – 3 ребёнка (15 %, низкий уровень – 0 детей (0%).

В 2017-2018 учебном году совместно с В. А. Беспаловой мы начали реализовывать парциальную программу «Интеллектуалы», которая представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Реализуется она в соответствии с образовательной программой ДОУ, циклограммой воспитательно – образовательной работы по понедельникам во вторую половину дня. Также я продолжаю дорабатывать конспектыВ. П. Новиковой в пособии «Математика в детском саду».

Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Для этого создаю условия для самостоятельной деятельности детей, вношу в развивающую предметно - пространственную среду группы дидактические пособие «Цветные палочки Кюизинера», дидактический набор «Логические блоки Дьенеша», альбомы к ним по возрасту; интеллектуальные игры Никитина – кубики «Уникуб», «Сложи узор», «Кирпичики», «Цветные блоки», развивающие игры В. В. Воскобовича – комплект «Мини-Ларчик», математическая игра «Счетовозик», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Логоформочки», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», планшет «Геоконт»; дидактические пособия, изготовленные совместно с родителями.

В этом году нами реализуется долгосрочный семейно-творческий проект «Игры с логическими блоками Дьенеша как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». В рамках проекта был проведенпрактикум для родителей «Игры с блоками Дьенеша и их роль в познавательной деятельности и развитии детей», где родители с удовольствием получили новую информацию об играх в соответствии с возрастом их детей. С целью установления доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений дети и родителиприняли активное участие в совместной развивающей детско-взрослой игре «Приключения в Сказочном лесу».

Итоги работы и их практическая значимость

За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам проведенной диагностики интеллектуально-творческих способностей детей. (См. приложение)

Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников и интеллектуальной и познавательной сферы. Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при решении занимательных заданий.

Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с использованием информационно -коммуникационных технологий плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Полученные результаты подтверждают важность использования авторских методик интеллектуально-творческого развития дошкольников.

Я планирую в дальнейшем использовать логические блоки Дьенешаи, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми.

Также разработанные мною методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.

Список используемой литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с. : ил.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М. : Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с. : ил.

4. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб. : Акцидент, 1997. – 79с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра»Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра» Работая и наблюдая за детьми ясельной группы в адаптационный период, я убедилась, какие они разные: смелые, стеснительные, капризные, веселые,.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы) Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы. Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть.

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Приходя в детский сад, дети не сразу проявляют интерес к изобразительной деятельности. Многие бояться взять в руки карандаш, фломастер,.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «Сказкотерапии» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Петушок» с. Новые Горки Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ.

Опыт работы «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №58 Дзержинского района Волгограда» Опыт работы «Развитие математических способ-ностей.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград Опыт.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику» Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику» В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и.

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Опыт работы АДМИНИСТРАЦИЯ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального искусства» Опыт работы воспитателя Конечных Татьяны Александровны Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального.

Опыт работы воспитателя «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие интеллектуально-творческих способностей посредством авторской методики: блоки Дьенеша»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 08:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД