Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

лидия петрова
Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как по профессии я учитель рисования и являюсь членом Александровского клуба художников. Участник городских, международных выставок. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников:

•Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. И Д «Карапуз» Т Ц «Сфера».

•Журнал. «Цветной мир»1/2009; 5/2011; 6/2011.

•Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под редакцией Р. Г. Казаковой.

Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели:

•В свободной групповой ячейке организовала изостудию «Радуга»

•Составила перспективный план работы по освоению нетрадиционных технологий на основе разработок Р. Г. Казаковой (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005)

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщению к изобразительному искусству.

Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Основой опыта являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направленные на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

В своей работе использую программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности;

- принцип системности и последовательности;

_ принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности;

- принцип интереса;

- личностно – ориентированного подхода к ребенку;

- активности, контролируемости, индивидуального подхода.

Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.

НОВИЗНА ОПЫТА

Предлагаемый опыт направлен на формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду средствами нетрадиционных техник рисования.

Подобрала и изучила литературу, содержащую нетрадиционные виды деятельности. Составила план кружковой работы, взяв за основу разработки нетрадиционного рисования Р. Г. Казаковой.

Создала в детском саду изостудию «Радуга». Занятия в студии интересны и полезны, потому что происходят в необычной обстановке.

Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.

Задачи.

•Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.

•Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.

•Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.

Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.

Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями, работа в условиях студии позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

С детьми младшего возраста использую техники:

- рисование пальчиками,

- оттиск печатками,

- рисование ладошками,

- рисование жесткой полусухой кистью,

- рисование манкой и др. крупами.

С детьми среднего возраста:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- печать поролоном,

- печать пробками,

- восковые мелки + акварель,

- свеча + акварель,

- отпечатки листьями,

- рисунки из ладошки,

Средняя и младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе 15-20 мин

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:

- рисование песком, солью,

- мятой бумагой,

- кляксография с трубочкой,

- монотипия обычная,

- монотипия пейзажная,

- пластилиновая живопись,

- витражными красками на пленке, на стекле,

- перламутрового акрила и теста,

- граттаж,

- использование смешанных техник.

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей группе - 25 мин.

В своем опыте использую игры с пластикой форм:

- цвет (теплый, холодный; светлый, темный,

- линия (ломаная, прямая и др. ,

- контраст (по тону, цвету,

- ритм (линии, штрихи).

На занятии важно активизировать внимание:

- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие).

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

Содержание

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.

Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем.

Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными средствами у детей развиваются:

- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Основные этапы изобразительной деятельности

На 1 этапе - познакомлю с данным материалом.

На 2 этапе - практическом ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.

На 3 этапе – анализ результатов.

Перед нашим детским учреждением стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто ходит в детский сад и кто придет. Вырастить не только здоровыми и крепкими людьми, но и – обязательно – инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы они взялись. Главное не тормозить развитие, а помогать детям раскрывать изобразительные способности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему кружковой работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.

Публикации по теме:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей».«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей». В концепции дошкольного образования говориться о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.

Презентация пособий по ТРИЗ-технологиям В последнее время в современном образовании главным концептуальным вопросом педагоги стал вопрос о формировании творческой личности подготовленной.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Рисование
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»
Опубликовано: 19 января 2014 в 16:58
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...