Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Татьяна Ануфриева
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАЕВОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развития творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Ануфриева Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ.

«Мы рождены, чтоб сказку

сделать былью.» А как жить так,

чтобы из были сделать сказку?»

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах: реальном и воображаемом. Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития, если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать, представлять.

Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным. Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!

В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей. Увидеть и развить этот талант, помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.

Добро пожаловать в группу «Золотой ключик». Здравствуйте, милые малыши- карандаши, озорники - шалунишки. Какие же вы все разные: темненькие и светленькие, с голубыми глазками и с карими! Смышленые, внимательные глазки смотрят вопросительно; а что же будет дальше? Давайте дружить, детки! Я приглашаю вас в удивительное путешествие А золотой ключик откроет нам дверь в страну волшебного детства.

Удивительные открытия ждут нас впереди. В добрый путь!

Веселый, озорной Буратино и его друзья встречают нас, знакомятся с малышами и приглашают в волшебную жизнь - сказку. Сказка начинается.

Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения, при котором пусковым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение воображением.

На первом этапе необходимо научить малышей не однозначно воспринимать окружающие их предметы.

Игорь и Рома сидят на ковре и стучат кубиком по столу. На вопрос: «Что ты делаешь?» оба малыша отвечают: «Стучу». А вот вопрос «Чем стучишь9» сразу ставит детей по разные стороны барьера. Игорь говорит то, что есть на самом деле: «Стучу кубиком», а Рома говорит, что он стучит молотком. У Игоря воображение еще не выделилось в самостоятельный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать действия. Воображение Ромы развито гораздо лучше. Это сравнение необходимо для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на самом первом этапе целенаправленного развития воображения. Если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неоднозначно, расширить границы окружающего его мира с помощью мира сказки и волшебства, давайте специально разведем оптическое и смысловое поля. Пока ребенок не научился воображать, уберем от него игрушки, имеющие свою логику, с которыми можно действовать лишь однозначно, например заводные, электронные. Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, то есть предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики, коробки, крупные пуговицы, части конструкторов и так далее. Но предметы сами по себе не развивают воображение ребенка. Здесь нужна помощь взрослого. Предлагая Игорю кубики, попросила его. покатать машинку. Если ребенок легко справится с этим заданием, то можно усложнить его. Предлагая один и тот же кубик, попросила Игоря покатать его как машинку и погладить им, как утюгом. Если ребенку трудно выполнить действие, выполняю его сама. Игорь просто наблюдает. Затем предложила ему выполнить это задание совместно со мной.

Наблюдение Игоря за действиями воспитателя, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

После того, как Игорь научился самостоятельно «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу.

У детей 3-4 лет появляется интерес и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее. Многие дети затрудняются описать картинку.

Читаю сказку. Все слушают затаив дыхание. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмотреть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке (на картинке девочка, которая бежит от стаи лебедей). «Показать» картинку вызывается Настя. Она встает перед детьми, поднимает ногу и. замирает. Действительно, это точно соответствует рисунку. Может быть, Настя не поняла заданию. Прошу ее: «Расскажи, что нарисовано на картинке». Она охотно перечисляет: «Девочка, гуси-лебеди, яблоня». - «А что делает девочка?» - «А вот что» - и Настя снова принимает позу и замирает.

Такое непонимание рисунков связано с воображением. Поэтому для детей этого возраста очень полезны задания, в которых надо разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку книжек. Если ребенку' трудно сочинить историю, то ему надо помочь, задать наводящие вопросы. «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет?» и так далее.

Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом: оживите изображение, то есть делайте то, что нарисовано. «Настя, найди картинку, где показано такое же действие».

Такие задания очень важны тем, что в них ребенок учится не просто видеть образ, а как это свойственно дошкольникам, двигающийся образ.

Следующий этап развития воображения у детей состоит из организации индивидуальную режиссерских игр.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически всегда индивидуальна. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Особенностью этой игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из ник — наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать ребенку индивидуальное пространство для игры помогут разные ширмы. В нашей группе имеется множество видов ширм: мини-ширмы, ширма-занавес, книжка-раскладушка и так далее. Одна из любимых игр малышей - строить себе домики. Эти домики уютно располагаются под столом, под стулом, да где угодно. Детям там хорошо, там они хозяева. Это необходимо им для эмоциональной разгрузки. Там они чувствуют себя всемогущими, большими и сильными, независимыми от всяких мелких и крупных неприятностей

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги или куске ткани. В нашей группе эффективно используется подвижный фланелеграф. Для его изготовления надо взять несколько кусков ткани разной расцветки, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было менять. Такой фланелеграф не занимает много места, да висит на стенах. Ребенок выбирает (отматывает) нужный фон, например, если он хочет играть в море, то голубой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек придумывает сюжет.

Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала: кубики, коробочки, зверюшки, кораблики, куколки и так далее. Этих предметов должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов.

Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. Взрослый в этой игре выступает в роли зрителя. Но зритель не только хлопает в ладоши, но и просит пояснить те или иные действия, тем самым развивая сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Задания «Придумай и покажи сказку», «Изобрази мультфильм» и так далее помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте. Продолжается оно и в развитии образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализованной и почти полностью основана на личном опыте ребенка. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли и так далее, то он достаточно легко участвует в образно-ролевой игре.

Например, артистическим способностям Кати родители уделяли большое внимание. Любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклями, где Кате отводилась определенная роль. Это сближало их, вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творческих способностях девочки. Поэтому в дальнейшем уже в детском саду Катя могла свободно перевоплотиться в какой-либо образ, легко и непринужденно участвуя в образно-ролевой игре.

Для расширения личного опыта детей, с целью овладения приемов вхождения в образ, развития артистического воображения мы с детьми часто посещали кукольные спектакли, цирковое представление, где дети были не только зрителями, но и непосредственными участниками

Большая роль в развитии артистических способностей детей отводится личному примеру педагога: Поэтому рядом с детьми должен находиться человек творческий, в совершенстве владеющий техникой перевоплощения в любой образ.

Например, ситуация сложилась так, что дети никак не хотели убирать за собой игрушки. Что делать? Сообщаю детям, что мне надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-либо другого. Дружелюбно попрощавшись с ребятами, закрываю дверь, быстро надев на голову первый попавшийся платок, через минут буквально «влетаю» в группу и говорю скрипучим чужим голосом: «Здравствуйте, ребята. Я Баба - Яга. Я очень люблю детей, которые не убирают игрушки. Они мои большие помощники и друзья. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста.» И исчезаю за дверью. Игрушки были быстро убраны на место, это оказалось несложно сделать, а дети вместе с вернувшимся воспитателем весело обсуждали происшедшее.

Дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом Поэтому организовать игру образного характера труда не составляет. Можно поиграть гак: воспитатель, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-либо изображает, а ребенок должен угадать, кого. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает загадки, а взрослый отгадывает их.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией. Полученные в процессе этой игры навыки дети успешно применяют в более старшем возрасте: в КВНах, в конкурсах и так далее.

Однажды в один дождливый осенний вечер, когда многих детей уже забрали родители, когда настроение у всех было грустное, я предложила детям: «Давайте поиграем в КВН для малышей». Разделив детей на две команды, придумала им задание. Одна команда должна была показать любимого героя мультфильма, а другая - инсценировать песню. Через минут ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился Саша с шарфом на шее. Он поправил шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!» «Да это же знаменитый Леопольд!» - догадались мы.

Вторая команда показала вот что: посередине группы встал Виталик, а Женя завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло Виталику и начал этой клюшкой бить по полу, возле ног мальчика. После этого Женя поднял завернутого Виталика и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка». И вечер показался нам не таким дождливым и безрадостным, а дети с азартом ждали новых заданий.

Коренным образом изменилось настроение и детей, и взрослых. А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и воображение, которое помогло ей состояться.

Время, насыщенное удивительными играми и упражнениями пролетело незаметно. Сказочные герои: озорной Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон подружились с ребятами, помогая им преодолевать все трудности, на пути в сказку В группе воцарилась атмосфера дружбы, добра и взаимопонимания. Наши малыши подросли, стали мудрее. Мир сказки поглотил их полностью.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 09:26
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...