Опыт работы родительского клуба «Доброта»

Галина Борщева
Опыт работы родительского клуба «Доброта»

Родительский клуб «Доброта»

«Ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьёй, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

В. А. Сухомлинский

Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста практически невозможно.

Работу по данной теме я начала с диагностики детей подготовительной группы, применив методику Р. Темпла «Шкала тревожности» для определения эмоционально-волевой сферы детей, которая на начало года показала, что дети имеют высокий уровень тревожности. В конце года, исследовав эмоциональную сферу детей выявилось, что высокий уровень тревожности у детей значительно снизился.

Взрослым был предложен опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР).

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В конце года, результаты опросника (ВРР) показали, что родители стали менее критично относится к своим детям.

Актуальность проблемы семейных отношений привела к созданию родительского клуба «Доброта» и разработке программы, способствующей нахождению эффективных путей оказания психологической помощи детям и родителям в преодолении возникающих трудностей при взаимодействии друг с другом. В основе программы лежат методические разработки Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковской, К. Фопеля, О. В. Хухлаевой. Различные формы взаимодействия с семьей предлагает Т. И. Доронова.

Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Для решения данной цели поставила перед собой задачи:

1. Создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.

2. Развивать способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга.

3. Способствовать выработке навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

4. Учить устранению дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

При накоплении материала обращалась к различным источникам, коллегам.

Разработала тематический план, определив формы работы клуба:

Инвариантные:

• Семинары,

• семинары-практикумы,

• консультации,

• тренинги.

Вариативные:

• Индивидуальные консультации,

• индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений

В программе приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком.

Формирование групп происходит на основании проблем, имеющихся у детей. Родителям заранее сообщаю о предстоявшей встрече, в группе вывешиваю объявление с датой проведения.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Количественный состав ограничен только в тренинге (10-12 человек). Мероприятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 2 часа. Тренинг – 3 встречи (1 раз в неделю).

Использую такие технологии как: сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки, игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры, арт-терапия (работа с рисунком).

В ходе выполнения упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему. Родители получают возможность взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Многолетний опыт работы по данной программе показывает ее эффективность. Оценка эффективности работы клуба осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в детско-родительских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на

родительских занятиях.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.

2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. [Текст] /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с.

3. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. [Текст]/ Л. Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2008. -71с.

4. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. [Текст] / Л. Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

5. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. [Текст] / Л. Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Издательство: «Феникс» Ростов на Дону 2005.-128с.

Публикации по теме:

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Стихи о добротеСтихи о доброте http://www.mamba.ru/diary/1975olga40/?offset=30 Стихи о добротеДобрых людей, как всегда, не хватает. Добрых людей, как всегда, не хватает,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Опыт работы родительского клуба «Доброта»
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 09:13
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...