Лучший педагог года

Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность

Елена Бокарева
Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность

Уважаемые коллеги! Я сегодня хотела с вами поделиться своим опытом работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность и покажу небольшой мастер-класс по проведению с детьми опытов. Для начала хочу сказать, почему я выбрала именно эту тему. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Ведь что такое детское экспериментирование? Это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Публикация «Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах

Тщательно изучая тему экспериментирования, проводя с детьми опыты и эксперименты, я пришла к выводу, что экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас.

При этом в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Как говорил великий древний китайский философ и мыслитель Конфуций: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

С моим опытом работы вы можете более детально ознакомиться эдесь.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будут показаны в виде сказки и игры. Поскольку детям легче и интереснее воспринимать новую информацию в близкой для них форме.

2 слайд

Сказка называется: «Необыкновенное Путешествие принцессы Софии».

3 слайд

Правила безопасности

4 слайд

Жила была принцесса София. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды, гуляя по парку своего дворца, София услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дворца. Ведь она ещё никогда нигде не была. И София отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

5 слайд

Выйдя за забор, София увидела небольшую полянку, на которой росли необычные цветы. Но они все завяли. Девочка не знала, что с ними сделать. На краю полянки был небольшой пруд. Давайте ей поможем: опустим цветы в воду. И посмотрим, что будет.

6 слайд

Опыт № 1 «Необычные цветы»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

7 слайд

И тут София увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. (Давайте ребята посмотрим, что это за рыбки).

8 слайд

Опыт № 2 «Танцующие рыбки»

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

9 слайд

Но тут подул ветер, растрепал Софии волосы и …у неё выпала из волос заколка прямо в воду.

(Как ей достать заколку из воды)

10 слайд

Опыт №3 «Не замочив рук»

Для этого нам понадобиться магнит.

-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?

- Надо взять магнит. А затем вести магнит по внешней стенке стакана.

- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку?

(Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло и воду?

11 слайд

София отправилась дальше. Чтобы перейти на другой берег пруда девочке нужно было пройти по мостику. Только она сделала шаг, как мостик под ее ногой прогнулся и сломался. Что делать? Как Софии перебраться на другой берег? Давайте поможем девочке.

12 слайд

Опыт №4 «Сильная бумага»

Нам потребуется: 2 стакана, 2 листа бумаги, игрушка.

Ставим 2 стакана, на них кладем лист бумаги. Ставим игрушку сверху на лист и – результат предсказуем. (Игрушка падает. Мост не выдерживает веса.) Вторая попытка. На этот раз лист бумаги складываем гармошкой. Ставим игрушку сверху на лист. Игрушка устойчиво стоит. Почему так происходит? Такие конструкции использовались в строительстве с давних времен. Они позволяют перераспределять вес, и, вся постройка способна выдержать большую нагрузку и становиться значительно устойчивее.

Вывод: физические свойства бумаги зависят от ее формы.

13 слайд

Перешла София по мостику и отправилась дальше. По пути птички пели ей свои песенки. Девочке было весело и радостно идти навстречу неизведанному. София вышла на красивую полянку, там стоял небольшой домик. В этом домике жила добрая тётушка Пелагея.

14 слайд

Тётушка обрадовалась девочке. Но София заметила, что глаза ее были немного грустными. Тетушка пожаловалась, что уронила яйцо в ведро с водой. Давайте поможем достать яйцо, но есть одно условие: руками в воду лезть нельзя. (Как мы это сделаем? Нужна соль)

15 слайд

Опыт №5 «Подводная лодка из яйца»

Возьмите 2 стакана. Один стакан наполните чистой водой и опустите в него сырое яйцо. Оно утонет. Во второй стакан налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из стаканов, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Какой можно сделать вывод? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

16 слайд

В награду за помощь тетушка Пелагея подарила Софии лампу. Не простую лампу, а волшебную. И предложила показать, как она работает.

17 слайд

Опыт №6 «Лава лампа»

Нам потребуется: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Начнем волшебство:

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Результат: через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

18 слайд

София поблагодарила тетушку и пошла дальше. И вдруг на ее пути встала огромная, неприступная гора. Девочка поняла, как далеко она зашла. День уже клонился к вечеру. Еще немного и солнышко скроется за горизонтом. Что делать Софии? Нужно возвращаться домой.

19 слайд

И вдруг девочка услышала громкий гул. Она подняла голову и увидела яркие языки пламени на вершине горы.

– Извержение вулкана, — подумала она.

20 слайд

Опыт №7 «Извержение вулкана»

Необходимые материалы: макет вулкана, пищевая сода, уксус; средство для мытья посуды; пищевой краситель (по желанию)

Насыпьте две чайные ложки соды в «жерло вулкана» и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и вы увидите, как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

21 слайд

Софии так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И она решила ещё раз куда-нибудь обязательно сходить, но только это будет уже следующее путешествие.

22 слайд

Вывод: Главное достоинство экспериментов и опытов, которые мы проводим с детьми, это то, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие опыты и эксперименты с различными материалами.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_9cini.pptx | 4032,6 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность
Опубликовано: 28 июня 2020 в 17:16
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД