Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста

Эльвира Апухтина
Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста

Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыкальное искусство, играет огромную роль в процессе воспитания духовности, развития эмоциональных и познавательных сторон личности человека.

Наряду с высоким искусством с одной стороны, открывающим перед детьми новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и музыка низкого качества, слушая радио, телевидение в бесчисленном множестве, видео, и аудиокассеты, бессодержательная и антихудожественная музыка, буквально захлёстывает маленького слушателя.

С другой стороны существует множество методик музыкально-эстетического развития ребёнка, его художественных способностей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов музыкальной деятельности (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно - прикладное и изобразительное творчество). Но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности, что противоречит Федеральным государственным требованиям, в которых одним из положений является комплексно-тематическое построение образовательного процесса, а также учет принципа интеграции образовательных областей.

В связи с этим в дошкольном детстве на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её сложных образов. Весьма продуктивным в этом отношении может быть такой вид музыкальной деятельности, как сказка. Сказка сама по себе, пожалуй не оставляет равнодушным ни одного человека, тем более ребёнка. Тайну, заключённую в сказке ребёнок чувствует, значение сказки для жизни маленького человека велико, она служит мостиком, соединяющим внешний мир, с внутренним миром ребёнка. Это особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - её условность, хорошо усваивается ребёнком.

В своей работе, я давно применяю такой вид деятельности, как сказка, она очень близка детям и очень нравится взрослым. Мне всегда было интересно наблюдать за детьми, как они, играя, перевоплощаются, раскрываются во время репетиции их творческие способности, нравится видеть результат своей работы, то, как ребята учатся общаться друг с другом, договариваться. При постановке спектакля, выбранная сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, её нужно правильно преподнести и выразительно прочитать, и, конечно же, она должна нести эстетическую и морально-духовную ценность. Постановкой музыкальных сказок с участием детей я занимаюсь почти всю свою трудовую деятельность, только каждый раз вносила что-то новое в спектакль, стараясь его разнообразить. Изначально использовала прозу в диалоговой речи детей и музыкальное сопровождение, затем со временем стала вводить песни и танцы.

Работая над этим видом искусства, наблюдая за творческим процессом, я поняла, что использование в спектакле разных музыкальных жанров, как песня, танец, игра на музыкальных инструментах и многое др. делают спектакль ярче, насыщеннее и доставляют детям истинное наслаждение, благотворно влияют на их музыкальное развитие. Детям нравится и песенное исполнение и танцевальное, у кого-то лучше получается петь, у кого-то танцевать, в любом случае, привлекаю к спектаклю всех детей, стараясь раскрыть каждого, используя индивидуальный подход, что вскоре даёт положительные результаты.

Опыт работы с таким видом деятельности, как сказка показал, что дети быстрее усваивают не прозу, а декламацию (диалоги в стихах) у детей лучше развивается речь, память, внимание, наблюдательность, и несколько лет я использовала такой метод. Но, я всегда искала, что-то новое, необычное, и вот этим новым для меня явилась опера. В работе с детьми, я столкнулась с проблемами, которые связаны со звуковой стороной речи и трудностями в грамматическом строе. Такой метод, как «пропевание», оказался более эффективным, в работе с детьми дошкольниками. Уже доказано, что если у ребёнка проблемы с речью, ребёнку легче пропеть ту или иную фразу, нежели её произнести.

Опера - музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. Почему вокально–театральный? Потому что оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актёры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают зрителю узнать героев, на сцене располагаются декорации. Всё, как в обычном театре, только актёры не проговаривают свои диалоги, и монологи, а поют их. Самый богатый и сложный жанр музыки - опера. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Значение оперы в развитии детей дошкольного возраста неоценимо.

Способствует развитию психических процессов – таких, как память, воображение, фантазия, речь, музыкальная память. Остановлюсь не много на музыкальной памяти, что это такое? Весь материал, с которым ребёнок встречается на протяжении спектакля, развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнёрами, помнить свою музыкальную тему и исполнять её.

Помогает в работе с мимическими образами.

Хорошо зная и представляя своего героя, умея с помощью пения понятно и выразительно передать его характер, дети легко справляются с мимическим решением образа.

Способствует развитию умения импровизировать.

Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами, самостоятельно.

Способствует развитию творческих способностей.

Каждый персонаж обладает творческой характеристикой. Как достигается яркость образа? Разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Как обойдутся стражники без бравой песни и весёлого марша? Как Машенька расскажет о своей беде, куда пропал Ванюша? Конечно песенкой.

Развивает у детей музыкальные способности и умение перевоплотиться в характерного героя.

Как? Совмещая разные виды музыкальной деятельности /пение, танец и т. д. /. Остановлюсь не много на танце. Танец в опере является не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Для примера, танец из второго действия Глинки «Иван Сусанин», где средствами танцевальной музыки Глинка даёт меткую характеристику польской шляхты. Или, как с помощью танца дети передают характер Гусей-лебедей, показывая, что они отрицательный персонаж и служат злу, а не добру. Есть музыка для конкретного персонажа. Музыка «Лес» - как двигаются в заколдованном лесу Мухоморы, а как Машенька, музыка «Погоня» - как двигаются Маша и Ваня, а как Гуси-лебеди и т. г. д. Поэтому при постановке танца предлагается определённый набор движений, где музыка усиливает выразительность и передаёт образ в стройной художественной форме.

Учит детей при исполнении роли ориентироваться в пространстве.

То есть дети учатся определять границы для данного действия, разделять пространства на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперёд, по диагонали, определять середину края.

Развивает межличностные отношения с партнёром.

Что приводит к составлению /мизансцен/. Остановлюсь немного на этом. Что это такое мизансцена? Расположение актёров на сцене в тот или иной момент. Является одним из важнейших средств образного выражения режиссёрской мысли, и одним из важных элементов в создании спектакля.

Учит самостоятельно оценивать себя.

В процессе подготовки роли, дети учатся самостоятельно оценивать себя, у них развивается уверенность в отношении со сверстниками. Ребёнку даётся возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли, его ли это «одёжка». С другой стороны его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнёрами) развивается уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Отсюда возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый смог раскрыть свой творческий потенциал.

Формирует чувство ответственности за общее дело.

Ребёнок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей.

Важное средство умственного развития ребёнка-дошкольника.

Музыкальная сказка опера, являясь важным средством развития ребёнка, развивает его фантазию, помогает понять музыку.

Сцены из сказки-оперы «Гуси-лебеди»

Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста

Сцены из сказки-оперы «Золушка»

Сцены из сказки-оперы «Красная Шапочка»

Сцены из сказки-оперы «Царевна-лягушка»

Публикации по теме:

Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения,.

Роль музыки в воспитании детей. Консультация для воспитателей и родителей РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2013 в 15:12
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....