Светлана Ляхова
Опыт работы «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В детстве в душу ребёнка закладываются семена добра и зла, можно сказать, в его душе прорастает молодая поросль нравственных начал, одним из главных среди них является доброта.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Поэтому я решила развивать нравственные качества детей через театрализованную деятельность, выбрав тему по самообразованию «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Публикация «Опыт работы „Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Ввести ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, помочь обрести эмоциональное благополучие, формируя у него эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи:
• Расширять представление о понятиях «добро» и «зло».
• Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
• Воспитывать гуманные чувства. Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания к тем, кто в них нуждается.
• Формировать представление о честности, справедливости, доброте.
• Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
• Приобщать ребёнка к духовным ценностям.
Выстраивая систему работы, определила основные направления деятельности.
-В группе создала предметно-развивающую среду.
Оборудован театральный уголок, который содержит различные виды театров. Такие как: «Пальчиковый театр», «Театр ложек», «Театр живой руки», «Театр теней», «Театр картинок», «Театр масок», и др.
Для драматизации игр имеются костюмы, декорации.
Создана картотека этюдов и упражнений.
Подобраны игры для развития у детей коммуникативных качеств детей «Начни, а он продолжит», «Что будет, если?», «Угадай героя сказки» и др.
Приобретены игры и пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Назови сказку», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Уроки вежливости» и др.
Создала альбомы «Пословицы и поговорки о дружбе», «Художественная литература», «Наши славные дела»
В книжном уголке размещены книги, способствующие развитию нравственных качеств. Например: В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Барто «Вовка – добрая душа» и т. д.
Создана копилка «Добрых дел»
-Работа с детьми.
Театрализованная деятельность включает в себя следующие этапы
o Выбор произведения, чтение и обсуждение её с детьми. Дети оценивают характеры героев, их поступки, а позже благодаря этим литературным героям дети учатся оценивать себя, свои поступки в различных ситуациях, разбираться на конкретных примерах, «что такое хорошо и что такое плохо»,
o Работа над этюдами. Разнообразие одного и того же образа способствует развитию воображения и творческих проявлений. Например: каждый ребёнок по-своему передаёт образ одного и того же персонажа, выбирая мимику, жесты, движения. При этом развивается эмоциональная сфера ребёнка, он сочувствует персонажам, сопереживает разыгрываемые события.
o Работа над техникой речи. Она включает в себя разучивание чистоговорок, скороговорок. Упражнения на дыхание. Работа над выразительностью речи и подлинности поведения. Все упражнения способствуют развитию коммуникативных качеств ребёнка.
o Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций. Что бы понять ситуацию, ребёнок должен уметь ставить себя на место другого человека. Дети обыгрывая ситуацию, закрепляют модель правильного поведения.
o Театрализованные игры детей.
Умение ставить себя на место другого, лучше понять причины поступков героя произведения помогает театрализованная деятельность. Ведь каждая сказка или рассказ имеют воспитательное значение. Например: «Заюшкина избушка». Ребёнок испытывает жалость к бездомному зайцу, чувствуют несправедливость (лиса отняла дом, смогли оценить смелый поступок петушка, непобоявшегося встать на защиту обиженного.
Обсуждая произведение В. Осеевой «Волшебное слово» мы с детьми обсудили поступки героя. Почему он так себя вёл? Что он сделал неправильно? Как нужно себя вести в той или иной ситуации? Дети, конечно, усвоили, что необходимо говорить вежливые слова. Но чтобы дети на практике закрепили умение разрешать конфликт, с помощью вежливого обращения друг к другу мы обыграли этот рассказ. Главную роль дали Максиму У., так как у этого ребёнка часто возникают конфликты с детьми. Обычно Максим отрицает все советы, наставления, но с помощью драматизации всё-таки формируем его модель поведения.
o Обсуждение выступления. Чем понравилась роль? Хотел бы ты быть похож на данный персонаж и почему? Пытаемся поставить себя на место этого героя и понять, что бы почувствовал каждый из нас, находясь на его месте. Дети выделяют любимого героя, на кого бы они хотели быть похожими, придумывают приключения, которые могли бы с ними произойти далее. Свои впечатления дети отображают в рисунках и поделках.
- Работа с родителями.
Добиться нужных результатов по воспитанию у детей нравственных качеств невозможно без участия родителей. Поэтому в работе с родителями я использую методы и приё мы:
Индивидуальные беседы «Формирование представлений о нормах морали», «Воспитание сказкой».
Анкетирование: «Нравственные ценности», «Определение уровня сформированности представлений дошкольников о художественной литературе.
Консультации: «Приобщение дошкольников к художественной литературе», «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности», «Дарите детям радость».
Практические рекомендации: «Игры, развивающие воображение», «Воспитание вежливости у дошкольников», «Уроки добра»
Папки раскладушки: «Мы читающая семья», «Детская дружба», «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям».
Родительское собрание. «Учите детей чувствовать», «Путешествие по страницам книг».
Для родителей организована выставка рисунков «Моя любимая сказка», выставка книг «Художественная литература для старших дошкольников».
Привлекаю родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм. Родители помогают детям разучивать роли.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.
_ Работа с социумом
Для эффективной работы с детьми, организована работа с социумом. С детьми посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».
Так же постоянно посещаем городскую библиотеку им. Чехова, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.
Посетили театр «Гулливер» Где дети посмотрели спектакль «Девочка и тролль». Дети увидели профессиональную игру актёров. Закрепили правила поведения в театре.
На базе детского сада регулярно посещали представления выездных театров «Кругозор», «Карусель». Детям нравятся выступления артистов из Курганского театра Драмы, Курганской областной филармонии, посещавших наш детский сад.
В 2013-2014 году заключён договор о совместной работе детского сада с Домом-музеем Декабристов. Составлен совместный план работы. Дети с удовольствием посещают мероприятия организованные специалистами музея.
Неоднократно посещали библиотеки школ №43, №17. Где библиотекари познакомили детей разнообразием литературы, книжных и печатных изданий.
Наши дети постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях «Дельфийские игры», «Театральная капель».
-Взаимосвязь с педагогами.
Для педагогов я подготовила и провела консультации «Организация театрализованной деятельности в детском саду», «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста» «Нравственное воспитание через театрализованную деятельность». Показала открытые мероприятия «Занятие кружка в форме игры», «Занятие по театрализованной деятельности «Когда мои друзья со мной». Участвовала в общероссийском интернет-конкурсе «Лучшие методы обучения и воспитания в ДОУ», где заняла призовое второе место.
-Результатом моей работы стало :
Дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях. Все дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.
Дети охотно участвуют в театрализованных играх и представлениях. Они представляют спектакли детям младших групп. Родителям, выступая на утренниках и родительских собраниях. Так же дети участвуют в театральных конкурсах на городском уровне. В 2011-2012уч. году принимали участие в конкурсе «Дельфийские игры» на базе КЦ «Спутник» со спектаклем «Мешок яблок», где заняли первое место среди детских садов п. Рябково. Так же в номинации «Лучшая женская роль» победила наша воспитанница Катя Васильева. Так же дети принимали участие в городском фестивале «Театральная капель». В 2012-2013 уч. году в театральном туре «Дельфийских игр», где принимали участие детские сады не только посёлка Рябково, но и п. Заозёрный, дети заняли второе место с инсценировкой «Как старик корову продавал». Так же мои воспитанники Денис Архицкий и Саша Антипин были отмечены за лучшую роль второго плана.
Анализируя работу по воспитанию у детей доброжелательных отношений, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность способствует нравственному становлению личности ребёнка.