Лучший педагог года

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников»

Ирина Федоряка
Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников»

Опыт работы

«Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников»

Ты, дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей.

(И. Мазин)

Публикация «Опыт работы „Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников“» размещена в разделах

В детском саду я проработала 20 лет. Приобретая опыт работы, я убедилась, что воспитатель должен быть примером для ребенка, чтобы завоевать его любовь и понимание. Дети становятся хуже или лучше не сами по себе, лучшими становимся мы – лучше становятся дети.

Особенно меня стало беспокоить равнодушие детей ко всему живому. И я решила больше внимания уделять экологическому воспитанию дошкольников.

Воспитатель, в первую очередь, сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, приучать детей наблюдать окружающий мир природы.

На занятиях я стала чаще задавать детям вопрос: «Что каждый из Вас может сделать, чтобы защитить природу?». Дети отвечали: «Нужно поймать браконьера, который убивает животных», «Нужно очистить реку». Но, после проведения ряда занятий, появились такие ответы: «Не топтать растения, они полезные и красивые».

Я использую различные формы работы по экологическому воспитанию : наблюдения, экскурсии, беседы, игры, чтение стихов, сказок.

Основное средство познания детьми природы – наблюдение. Его можно проводить в «уголке природы», на прогулке, во время экскурсий в парк, музей и др. В уголке природы я знакомлю детей с растениями, которые делятся на две группы: влаголюбивые и засухоустойчивые. Объясняю детям, что разная потребность во влаге связана с разным строением растений: толстые листья и стебли – у засухоустойчивых, а тонкие, мягкие листья и стебли – у влаголюбивых. Я рассказываю детям, что растения уголка природы - живые, им нужны такие условия, чтобы они не болели, радовали всех, создавали красоту в помещении. Дети должны знать, как поливать цветы, как ухаживать за ними. Чтобы помочь детям уточнить и закрепить полученные знания создаю игровую ситуацию. Наблюдения и труд в природе интересно проходят в зимнем саду.

Детям очень нравится наблюдать и ухаживать за рыбками в аквариуме. Они узнают, как рыбки приспосабливаются к жизни в аквариуме и природных условиях. Мы уточняем и сравниваем их внешний вид и образ жизни. Я рассказываю сказку «О необычайных приключениях золотой рыбки» : «Мальчику подарили золотую рыбку, но, возвращаясь, домой вдоль берега реки, мальчик споткнулся и упал, банка разбилась, а рыбка исчезла в реке…». Дети тоже стали переживать вместе с мальчиком, задавая вопросы: «Осталась ли рыбка живой? Не порезалась ли осколками? Подружится ли она с обитателями реки?». Дети стали говорить, что в аквариуме рыбке было хорошо: тепло, светло, а в реке ее подстерегает множество опасностей. И, когда я продолжила сказку, дети обрадовались, что мальчик не ушел домой, а продолжал искать рыбку, и рыбка, после всех опасностей, которые подстерегали ее в реке, вернулась опять к берегу, мальчик ее увидел, поймал сачком и пустил в банку с водой. Детям понравился такой конец истории.

Рассказывая сказку, я уточняю представления детей об особенностях передвижения рыб в воде. Во время наблюдения рыбок в аквариуме, чтобы уточнить названия частей тела рыбы и показать особенности ее передвижения я использовала игрушечную модель.

В процессе воспитания доброжелательного отношения к обитателям «уголка природы» очень помогает литературно-фольклорный материал: «стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой»; «Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы». Разучивали стихотворение «Живой уголок».

Любят ребята живой уголок –

Каждую птицу и каждый цветок.

Рады зверюшки друзьям дорогим

Даже цветы словно тянутся к ним.

Каждый посаженый крепнет росток…

Любят ребята живой уголок.

(И. Молчанов-Сибирский)

Во время прогулок наблюдаем за деревьями, кустарниками. Дети начинают узнавать деревья по внешнему виду, листве, учатся определять, какие сезонные изменения происходят в природе.

Говоря о прогулках, можно сказать и об экскурсиях в парк, во время которых дошкольники учатся видеть его красоту зимой и летом, весной и осенью. Особенно им нравится осенний парк, когда деревья переливаются яркими красками осени. Дети любят собирать листья, невозможно не поднять красный лист клена! Любуясь красотой природы, человек становится добрее и лучше.

Почва – самый важный компонент природы, однако, большинство детей даже не задумывается о том, что у них под ногами не просто земля, по которой они ходят, а сложный мир со своими обитателями, требующими бережного отношения. Конечно, дошкольникам не под силу усвоить знания о процессах почвообразования, но самые простейшие представления о том, куда исчезают опавшие листья, кто живет в почве, как растения, грибы и почва связаны друг с другом, вполне доступны для их понимания. Знакомство детей с почвой предполагает проведение опытов, наблюдений в живом уголке, на огороде, в парке, чтение литературы (в том числе сказок, рисование, проведение игр, экскурсий.

Необходима ли вода для всего живого?

Каждому человеку и каждому живому существу нужно много воды. А много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? Я предлагаю детям поиграть в игру «Вода – не вода» (игра построена по принципу игры «Летает – не летает»). Эта игра помогает детям запомнить, что вода умеет принимать разные формы, она – то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твердый лед.

Во время прогулок в снежный день я предлагаю детям потрогать снег (холодный ли он, полюбоваться красотой снежинок. Рассмотрев их через лупу (мы видим 6 лучей, прислушаться, как скрипит снег (это лопаются лучики крошечных снежинок, рассказываю о том, что при легком обморожении руки и нос натирают снегом (маленькие лучи снежинок слегка царапают кожу и заставляют кровь быстрее бежать и разогревать тепло). Я обращаю внимание детей на то, как от теплого дыхания снежинки превращаются в капельки воды, читаю стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» :

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая белая.

Дорогой бурною легко проносится.

В лучах блистающих скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющим, легко качается.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда кристальная.

Летит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая смелая.

Обратив внимание детей на лед, я объясняю, что лед легче воды, поэтому вода покрывается льдом сверху, а если бы лед был тяжелее воды, то, промерзнув за зиму, водоемы не успевали бы оттаять за теплый период года, а это привело бы к гибели обитателей водоемов.

Лед, снег приносят радость: люди катаются на коньках, санках, лыжах.

Показывая детям иней, обращаю внимание на то, что иней появляется только в туманные дни. Напоминаю, что кристаллики льда, образующие иней, это все – вода, только замерзшая.

Я провожу с детьми элементарную исследовательскую работу – провожу опыты по переходу воды в разные состояния, закрепляю у детей понятие о пользе воды, бережного к ней отношения и экономичного ее расходования.

После наблюдений и экскурсий, я ставлю перед собой задачу научить маленького человека решать в будущем большие проблемы. Для закрепления знаний предлагаю детям проблемные ситуации, которые они решают сами. Они учатся думать, анализировать, делать умозаключения и выводы, а главное они чувствуют себя взрослыми. Беседуя по теме «Почему исчезают леса?» дети рассматривают иллюстрацию, на переднем плане которой изображен погибающий лес, а на заднем – контуры дымящегося завода. Детям задаю вопрос: «Если бы вы были директором завода, как бы вы поступили, чтобы защитить природу?». Леша ответил: «Нужно разрушить трубу»; Оля сказала: «Нужно закрыть завод»; Дима - «Нужно натянуть марлю на заводскую трубу, чтобы она задерживала дым».

Мне остается надеяться, то эти дети в жизни научатся решать также смело проблемы не в ущерб природе.

Больше всего детям нравится наблюдать за цветами, они говорят: «Цветы все разные, но все очень красивые, на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться. В непринужденной беседе уточняю, где деревья, где кустарники, а где цветы. Останавливаясь возле клумбы, разговариваем с цветами, обращаем внимание на их красоту, уточняем их название, особенности внешнего вида, обращаем внимание, что у каждого свой запах. Цветы украшают участок, но если их поставить в вазу с водой, то они красят помещение. После наблюдения предлагаю поиграть в «Живую клумбу цветов». Говорю детям: «Вы будете цветами на клумбе. В середину встанут дети – золотые шары, они высоко подымут руки, вокруг них дети – ноготки, а последний круг сделают дети – бархатцы, они присядут на корточки. Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба. Но вот подул ветер, и все цветы зашевелились? Ожили! Детям также необходимо объяснить, что растения растут, цветут пока тепло и много света, и увядают, когда день становится короче, тепла меньше, на растениях образуются коробочки, в которых находятся семена. Провести наблюдение, когда цветы начали меняться. Что с ними происходит? Объясняю, что цветы стали некрасивыми не потому, что их не берегли, а потому что изменились условия. Собрать с детьми семена в заготовленные заранее пакетики, чтобы посадить весной.

Дети, получая знания о деревьях и травах, дары которых человек использует для укрепления собственного здоровья, сами советуют мамам от кашля использовать сок из хвои, ели, сосны, рассказывают, как полезно дышать пыльцой березы. А если ребенок разбил коленку, то ему поможет «зеленый бинт» - подорожник. Играют дети в «больницу» - лечат горло отваром ромашки. Я показываю картинки с лекарственными растениями и рассказываю, как можно лечить этими травами, и как каждый из нас может защитить их от исчезновения.

Сегодня экологическое состояние Краснодарского края вызывает серьезную тревогу. Множество экологических и природоохранных недостатков повлекли за собой исчезновение многих видов растений и животных. Проблема охраны животных и растений сейчас стала особенно актуальной. До недавнего времени человек был занят покорением природы, а теперь нужно думать, как ее сохранить. Так была составлена «Красная книга» Краснодарского края, в которую занесены растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.

Вместе со мной дети посетили природоведческий музей, в котором собраны редкие виды растений, животных, птиц, рыб.

Неверно думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии, прогулки) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их получать от этого удовольствие и радость.

Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше. Из бесед дети знают, что птицы приносят природе огромную пользу и, чтобы птицы не голодали, дети собирают крошки, остатки каши от завтрака, смешивают их с зерном. Во время прогулок мы выкладываем корм в кормушки и, затаив дыхание, ребята наблюдают, как птицы, не опасаясь человека, подлетают к кормушке и клюют корм. Птицы чувствуют доброту и заботу.

Дети замечают всё : какие птицы прилетели и как они клевали, но обсуждение начинают только в группе. У календаря погоды они обсуждают, какие птицы прилетели и вставляют картинки с птицами в прорези на нем. Для закрепления знаний о птицах мы рассматриваем картинки, загадываем загадки, учим стихотворение:

«Воробышки»

На дворе морозище градусов под сорок,

Плачутся воробышки, что весна не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки…

Я принес воробышкам на тарелке крупки.

Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие,

Я бы вам и валенки подарил с калошами!

Дети замечают, что птицы издают звуки. Они начинают различать карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей. Я дала детям задание объяснить, в каких случаях птицы издают звуки и когда они молчат. Сережа вспомнил стихотворение, которое мы учили ранее:

Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью – я вам песенку спою!

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень – буду петь вам целый день!

Чик – чирик!

Вот вам и ответ.

При посещении музея дети увидели чучела птиц, занесенных в Красную книгу (розовый пеликан, черный аист, беркут, филин) и поразивших нас своей красотой. Мне приятно, что дети понимают необходимость сохранения птиц – санитаров природы, и мне радостно, что моя работа приносит плоды.

Живая природа – это удивительный мир. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды. Он очень разнообразен. Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают из рассказов воспитателя, из проводимых бесед, чтения книг о природе, рассматривания картинок и, конечно, во время наблюдений за животными и насекомыми. Среди разнообразных сведений есть такие, которые необходимы для воспитания правильного отношения к животному миру – это знания о полезности животных, необходимости их охраны. Именно этот материал должен присутствовать в любом рассказе воспитателя. Так, на прогулке я заметила, что дети, обнаружив муравейник, стали за ним наблюдать, а Костя и Витя начали давить муравьев ногами. Я рассказала детям об огромной пользе этих насекомых: они съедают очень много вредных личинок, и если бы в лесу не было муравейников, то лес погиб бы от насекомых, которые питаются листьями деревьев. Муравьи – прилежные работники, целый день они трудятся, и, посмотрите, - сейчас несут на себе личинки в муравейник! Костя пришел к выводу, то в лесу должно быть много муравейников и не давил больше насекомых ногами.

Дети любят наблюдать и брать в руки божьих коровок, они объясняют это тем, что коровки красивые, добрые, яркие, блестящие. Но я рассказываю: «Божьи коровки – наши верные друзья, они помогают нам сохранить урожай на полях. Чтобы божьих коровок было много, нужно относиться к ним бережно, ведь они приносят не только хлеб, но, как утверждают старинные книги, и счастье! Божьи коровки – отличные «притворщицы», если им грозит опасность, они на некоторое время совсем перестают двигаться, а когда опасность миновала, они снова отправляются в путь».

Интересной формой работы с детьми для закрепления знаний является составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Дети называют животное или насекомое, рассказывают, где оно живет, описывают особенности внешнего вида, повадки. Я предлагаю детям по их желанию выступить в роли экскурсовода и, постепенно, раскрываю ширму, мы составляем рассказ «Кто живет в лесу» («На лугу»). Целесообразно поместить ширму в уголке природы, т. к. дети в свободное время рассматривают ее самостоятельно. Я с ребятами подготавливаю такие ширмы с картинками, и дети сами рассказывают малышам о лесных жителях.

Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях не удается и поэтому знакомство с ними происходит во время телепередач о животных, при рассматривании картинок, слушая рассказы. Дети интересуются, как добывают себе пищу хищники: волк, лиса, медведь. О диких животных никто не заботится, они сами умеют добывать себе пищу. Для закрепления знаний о животном мире я часто читаю детям рассказы Е. Чарушина. Дети учат и быстро запоминают стихи В. Степановой из серии «Лесные соседи» :

Заяц

Прокатился шум лесной, под кустом притих косой.

Уши длинные прижал… Долго это провожал.

Медведь

По завалам, по оврагам ходит зверь хозяйским шагом.

Любит он душистый мед, да малину с веток рвет.

Белка

Белка – с кисточками уши – гриб увидит на опушке –

Прыг за ним с густых ветвей и несет в дупло скорей!

Волк

День и ночь по лесу рыщет, день, и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком, уши серые торчком.

Лиса

Знает лисонька-лиса – в шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

На практике я убедилась в необходимости находить такое художественное слово, которое бы, во-первых, пробуждало интерес к различным животным: большим, ярким, живущим в лесу или рядом с человеком, и к маленьким, неказистым, польза от которых, на первый взгляд, не велика, и, во-вторых, знакомило бы детей с правилами общения с живыми существами.

Знакомство детей с домашними животными начинается в ясельной группе, когда я читаю и рассказываю сказку «Курочка Ряба». Уже из этой сказки дети узнают о пользе, которую приносит курица – она несет яйцо.

Знакомясь с потешками, дети узнают, что корова дает молоко, а кошка ловит мышей.

В старших группах, когда у детей уже сложилось определенное представление о том или ином животном, я использую эффективный прием проверки и уточнения знаний – отгадывание и придумывание загадок. В составлении загадок дети используют загадки – описание:

1. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, на спинке щетинка (поросенок);

2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова);

3. Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает (курица и цыплята).

Свои знания о животном мире дети стремятся отразить в изобразительной деятельности. По их рисункам можно судить о том, что привлекло особое внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, что необходимо исправить или чем дополнить знания. С этой целью я планирую после нескольких наблюдений занятие по изобразительной деятельности. Анализ рисунков показал, что дети получили достаточно полное представление о животных, которых наблюдали и передали их характерные особенности: у божьей коровки на красных крылышках семь черных точек. Интересно передается в рисунках среда обитания насекомых: на одних рисунках – луг, на других – лес, на третьих – муравейник под большим деревом. Многие дети изобразили муравьев, которые что-то тянули в свой домик: листочек, веточку, гусеницу.

Детский рисунок – показатель не только знаний, но и отношение ребенка к изображаемому. Поэтому я предлагаю детям темы для рисования: «Живой уголок у нас в группе», «Что мне понравилось на экскурсии», «Цветущий сад». Очень интересны выставки рисунков по темам «Родная природа», «Мы любим животных».

Иногда у детей складывается неверное представление о том, что зимой жизнь в лесу замирает. После беседы с детьми я планирую рисование «Мы заглянули под лед (снег)». Рисунки у ребятишек получаются выразительными. Я увидела на них рыб, спрятавшихся в речной песок, спящего в берлоге медведя, зарывшегося в осеннюю листву ежика. Подобные темы уточняют знания детей, представление о том, что с изменением сезона жизнь в природе не умирает.

В настоящее время много говорится об экологии, в том числе экологии человека. Человек – дитя природы и в первую очередь он должен познать себя, чтобы понимать от чего зависит в целом состояние внутренних органов и опорно-двигательного аппарата, как развивать свои возможности в физической деятельности. Для улучшения физкультурно-оздоровительной жизни ребенка, я использую в своей работе программу «Старт». Во время дыхательной гимнастики направляю внимание каждого ребенка на то, чтобы он прислушивался к частоте своего дыхания, биению сердца. Я объясняю, что во время вдоха они получают эликсир здоровья и при выдохе должны направить его в разные части своего тела. В оздоровлении нам помогают дыхательные упражнения «Ветерок», «Ежик», «Радуга».

Я рассказываю, что у детей и взрослых часто наблюдается рыхлость костно-мышечной системы, что приводит к потере зубов и переломам. А причина кроется не только в дефиците двигательной активности, но и в нехватке кальция в организме. Кальций – это чистый природный мел. Очень любознательный Леша стал разглядывать мел, словно видел его впервые. Но я сказала, что кальций содержится и в молоке, Леша не вытерпел и добавил: «Мел белый, как молоко, поэтому и полезен!».

Я с радостью делюсь с детьми своими знаниями и опытом, но, только играя, ребенок познает мир, только в игровом процессе общения с ребенком я могу добиться отзывчивости и желания активно беречь и защищать природу.

Моя задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, каждый может сохранить и приумножить ее красоту.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Опыт работы «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей». Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Воспитание культуры поведения у старших дошкольников .

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр Одной из последних тенденций в современной науке является возрастание интереса к проблеме экологического воспитания ре6бенка. Интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников»
Опубликовано: 3 августа 2017 в 18:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД