Папки-передвижки

Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений»

ольга антипова
Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений»

С 2007 года работаю над темой "Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений". Использую программу "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Системно применяю образовательную программу "Са-Фи-Дансе". Это танцевально- игровая гимнастика, которая помогает укрепить здоровье, совершенствовать психомоторные способности дошкольников, развить творческие и созидательные способности занимающихся. Обобщен и распространен опыт работы, в котором широко раскрыты аспекты проблемы развития у детей музыкальности, чувтсва ритма, индивидуальных качеств, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Разработала систему занятий, сценариев для проведения утренников, вечеров досуга. Тексты песен, игр, попевок, хороводов, упражнений подобраны в соответствии с тематикой. Эта деятельность позволила детям овладеть музыкальными умениями и навыками, развить у дошкольников интерес и любовь к музыке и ритмике.

Публикация «Опыт работы „Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений“» размещена в разделах

Принимаю активное участие в городском методическом объединении музыкальных руководителей, на базе дошкольного учреждения. Ежегодно показываю открытые мероприятия: спортивный праздник "Веселые старты", "Мы маленькие артисты!", "Волшебная страна Светофория", "День дошкольного работника" с приглашением специалистов комитета образования. Мои воспитанники принимают активное участие в городских мероприятиях: "Песенка года", "Веселые нотки", "Лето, на старт!", "Лейся, казачья песня", "Сударь и Сударушка". В период с 2014-2016 гг. организовывала выступления детей с танцами (а большинство из них собственной постановки) на городских концертах, посвященных различным значимым событиям; принимали участие в творческой жизни городской библиотеки с танцами и песнями. Осуществляю преемственность детского сада и школы в вопросах музыкального развития детей. Провожу консультации для родителей и педагогов. Участвую в деятельности методических объединений, семинаров, педсоветах.

Более 5 лет являлась руководителем танцевального кружка "Веселые ритмы". На данный момент являюсь художественным руководителем собственной студии танцев "Импульс" для детей от 3 - 10 лет.

Появление компьютерной и мультимедийной техники в детском саду активизировали мою деятельность не только по их освоению, но и по активному использованию в образовательном процессе с дошкольниками. Успешность усвоения детьми программного материала составляет 80%.

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально– ритмической деятельности.

При помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребё нка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность

Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Условия возникновения опыта

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников. Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 82 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться». Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.

Наличие теоретической базы

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.

Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.

Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.

Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.

Актуальность и перспективность опыта

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Ритмопластика - это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.

Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.

Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.

Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» в разделе «Музыкально -ритмические движения», я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друга. Изучив проблемы музыкально - ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.

Поэтому, я изучила методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания : Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и Программу по музыкальному образованию детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной, и основываясь на них, определила цель своей работы. Теоретической базой для опыта стали публикации С. Л. Слуцкой "Танцевальная мозаика", Н. А. Ветлугиной "Музыкальное развитие ребенка", программа "Са-фи-дансе" Ж. Е. Филирева, Е. Г. Сайкина.

ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.

Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:

1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;

2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений;

3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.

4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.

5Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы

6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.

8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

9. Формирование самоконтроля в творческой деятельности

Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

В своей работе я применяла различные методические приемы:

1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

2. Выразительное исполнение движения под музыку;

3. Словесное пояснение выполнения движения;

4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

5. Творческие задания.

Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.

Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Увидев однажды, с каким интересом мальчики включились в разучивание танца "Пираты", я поняла, что веселая песня со смешным текстом и заводным ритмом "сделали свое дело". Наблюдая за тем, как активно и с каким интересом дети взялись за разучивание новых движений, как в юных танцорах проснулся соревновательный момент, как каждый старался как можно более эмоционально передать характеры своих героев, я заметила, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей : улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выразительно выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально–дидактических играх. Проанализировав свою работу я решила внедрять такую практику начиная с детей 3 лет. К подбору музыки на музыкальные занятия надо относиться очень серьезно, использовать музыку, доступную для восприятия ребенка. Мною используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения в современной обработке. Все это очень хорошо сочетается с программной музыкой.

Преобладающий вид деятельности моей работы инновационного характера- это постановка различных танцев. За последние годы поставила следующие танцы:

1. «В мечтах»

2. «Танец нежный»(с шарфами)

3. «Современные ритмы»

4. «Танец Ангелов»

5. «Цыганский танец»

6. «Танец пиратов»

7. «Ускакала лошадь»

8. «А кто такие фиксики?»

9. «С небо листопад»

10. «Тик-так часики»

11. «А я игрушек не замечаю»

12. «Мама»

13. «Четыре стихии»

14. «Веселый Шрек»

15. "Прыг- скок»

16. "Птицы"и др. танцы.

В конце каждого учебного года для анализа результативности выбранной темы проводила диагностику, включающую следующие параметры: умение ритмично двигаться в соответствии с музыкой, четко и синхронно выполнять движения, иметь элементарные навыки исполнительства.

Результативность.

Системная организация работы привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;

- сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально- ритмической деятельности;

- появился интерес к танцу, ритмопластике;

- обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;

- проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.

Предлагаю диагностику музыкально-ритмической деятельности на примере одной группы начиная с младшего возраста. Результаты фиксировались в конце учебного года. Динамика формирования музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста положительная.

В 2013-2014 учебном году дети освоили основные программные требования по данной теме на 40%.

В 2014-2015 учебном году на 65%.;

В 2015-2016 учебном году на 90%.

Можно утверждать, что моя система работы по музыкально-ритмическому воспитанию способствует положительной динамике формирования интегративных качеств воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы специальные навыки исполнительства.

Дети с удовольствием и успехом выступают с постановками моих танцев на разных сценах. Многие из выпускников ДОУ с успехом поступают в школы искусств. Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

Перспективы моей работы предполагают :

1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»;

2. Продолжение углубленной работы с детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;

3. Продолжать распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (опыт работы) .

Дидактические игры по моделированию музыкально-ритмических движений для детей старшей группыДидактические игры по моделированию музыкально-ритмических движений для детей старшей группы дидактическая игра для детей старшей группы по моделированию музыкально-ритмических движений "НАЙДИ ПАРУ" Дидактическая задача: Стимулировать.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.

Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возрастаВлияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возраста «Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Заместитель заведующего МДОУ ЦРР детский сад №42.

Опыт работы «Инновационный подход к формированию нравственных чувств детей средствами разных видов деятельности» «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет»Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет» Данная тема выбрана мною была не случайно. Так как считаю что, именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка,.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО» Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов в процессе.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Речь маленьких детей.

Всестороннее развитие личности ребенка средствами театральной деятельности Театр это мир идей, Перенесенных на людей. И это мир в котором люди Живут с надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений»
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 17:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД