МААМ-картинки

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Смирнова Роза Борисовна
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Уважаемые друзья, хочу поделиться своим отчетом по опыту работы. Может, кому – то и поможет в составлении отчета.

Пояснительная записка. Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ".

Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей“» размещена в разделах

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

• Формирование понятия "не вреди себе сам"

Актуальность

Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.

Цель:Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Задачи:

Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.

Направления и методы формирования здорового образа жизни:

• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)

• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)

• правильное питание (занятия, беседы)

• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)

• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)

• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)

• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)

• активный отдых (прогулки, походы, игры)

Формы взаимодействия:

1. Беседы

2. Анкетирование

3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;

4. Родительские собрания;

5. Стенды

6. Памятки

7. Благодарственное письмо

8. Выставки

9. Совместные праздники и развлечения;

10. Папки-передвижки;

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.

2. Принцип согласованности действий.

3. Принцип самовоспитания и самообучения.

4. Принцип ненавязчивости.

Предполагаемый результат:

•сформированные знания детей об основах ЗОЖ

•повышение физической подготовленности детей

•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ

•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений

Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)

Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.

Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.

Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.

Родители:

анкетирование

усвоение знаний о ЗОЖ;

формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.

Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ

Вопросы для собеседования в средней группе.

1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?

2. Назови мне предметы личной гигиены.

3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.

4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?

5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?

6. Назови опасные для жизни предметы.

Вопросы для собеседования в старшей группе.

1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.

3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?

4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?

5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.

6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?

Вопросы для собеседования в подготовительной группе.

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?

4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?

5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?

6. Назови мне правила ухода за своим телом.

Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:

1. Познавательное

2. Наглядно - информационное

3 Досуговое

1 направление - Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

2 направление - Наглядно - информационное:

3 направление - Досуговое

Работа с детьми.

•в форме проведения минуток здоровья

•во время физкультурных занятий

•при реализации проектов

•в совместных мероприятиях с родителями

Результативность опыта

Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:

в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ

в положительной динамике уровня физической подготовленности

в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ

в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и родителей «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»Консультация для воспитателей и родителей «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» Российскими педагогами-практиками давно доказано что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы.

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому воспитанию старших дошкольников Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физической культуры как основы всестороннего развития, является формирование здорового,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Опубликовано: 2 марта 2015 в 07:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД