Лучший педагог года

Опыт работы «Взаимодействие с тревожными детьми»

Кристина Моргун
Опыт работы «Взаимодействие с тревожными детьми»

СОДЕРЖАНИЕ

1 Информация об опыте, его актуальность…. 3

2. Технология опыта….…. 6

3. Эффективность опыта…. …. ….…. 16

4. Библиографический список…. 17

5. Приложения к опыту :

Приложение№1

Конспект занятия с тревожными детьми …. 18

Приложение № 2

Рекомендации по работе с тревожными детьми для воспитателей ….….…. 20

Приложение№3

Рекомендации для родителей тревожных детей …. …. 21 Приложение№4

Анкета по выявлению тревожного ребенка. ….23 Приложение№5

Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с тревожными детьми“» размещена в разделах

Примеры игр, в которые можно играть с тревожными детьми. …24

Приложение №6

Как помочь ребенку преодолеть тревожность …. 26

2. Технология опыта.

В последнее время в «Детский сад общеразвивающего вида № 166» Карасунского округа города Краснодара увеличился процент воспитанников дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, изменение личностных установок, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами моей работы. Высокий уровень тревожности у детей дошкольного возраста в большинстве случаев проявляется в ситуациях «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый» (тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена). В повседневной жизни это выражается в трудности вхождения ребёнка в контакт, как с ровесниками, так и с чужими взрослыми (педагоги, воспитатели группы и т. д.); в боязни новых помещений и новых социальных ситуаций.

Для выявления тревожности у детей мною проводилась диагностика по тесту Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. А также было проведено анкетирование воспитателей и родителей.

В целях снятия тревожности как качества личности, снижения эмоционального и телесного напряжения, мной была разработана программа «Я и мой мир».

Основная цель программы: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

- Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.

- Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

- Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

Адресат: дети 4-7 лет показавшие высокий уровень тревожности.

Этапы осуществления программы:

- Проведение диагностики уровня тревожности в возрастных группах (4-7 лет) учреждения. На первом этапе диагностика необходима как способ выявления детей с высоким уровнем тревожности.

- Результаты диагностики доводятся до сведения педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению коррекционных занятий. Воспитателям, педагогам, родителям выдаются рекомендации.

- Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики; рекомендации по проблеме.

- Формирование групп для проведения занятий по программе.

- Проведение занятий.

- Повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий.

- Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.

Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности у детей.

Структура программы: программа состоит из 15 занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут.

Количество человек в группе 3-4 человека.

Структура занятий:

Каждое занятие имеет самостоятельную основу и при необходимости может повторяться, что в целом способствует более успешному усвоению материала.

Предлагаемые в программе занятия состоят из трё х частей:

Вводная часть:

Включает в себя ритуал приветствия и разминку (игры на расслабление и дыхание, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность.

Ритуал приветствия на всех занятиях один и тот же, а разминка включает в себя такие игры: «Воздушный шарик», «Насос и мяч», «Театр масок», «Сосулька» и т. п.

Основная часть.

Состоит из 2 упражнений. Позволяет повысить самооценку, значимость у ребенка, развивать способность самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях.

Здесь используются сказки, конец которых дети должны придумать сами: «Рыбаки», «Два брата», «Злая фея». А также используются игры на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и значимости ребенка: «Я очень хороший», «Ладошки», «Красивое имя», «Сиамские близнецы».

Заключительная часть:

Включает в себя рефлексию (рисунки, беседы - понравилось – не понравилось и почему; почему это важно, зачем мы это делали) и ритуал прощания.

Методы: Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, при реализации поставленных задач программы, предпочтение отдаётся игровым методам. Так же на занятие используются методы:

- арт-терапии, позволяющий раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь открыть его скрытые резервы, найти оптимальные способы решения проблемы;

- сказкотерапия, используя сказочную форму, совершенствовать взаимодействие с окружающим миром;

- куклотерапия;

- психогимнастика, позволяющей детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения;

- релаксация, для снятия эмоционального и телесного напряжения.

Публикации по теме:

Презентация «Если малыш поранился». Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановки, установление психологически адекватной возрасту.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Взаимодействие с тревожными детьми»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 15:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД