Эффективность развития познавательно-речевой деятельности дошкольников путем применения метода погружения в игру. Опыт работы

Людмила Стрельникова
Эффективность развития познавательно-речевой деятельности дошкольников путем применения метода погружения в игру. Опыт работы

Эффективность развития познавательно-речевой деятельности дошкольников через применение метода «погружения» в игру.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Изучив инновационный опыт работы детских садов края, а так же методическую литературу: «Поиск, творчество, инициатива» сборник методических материалов из опыта работы отдела образования Георгиевского района Е. В. Никитиной, «Через игру к совершенству» Н. А. Алексеевская, «Игровые технологии коррекции поведения» М. Э. Вайнер, «Развитие логического мышления и речи детей» Е. А. Алябьевой.

Актуальность:

Мы пришли к следующему выводу:

На сегодняшний день стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Новизна:

Вся работа в ДОУ строится на принципах новой игровой парадигмы, которая предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Для обеспечения субъективной позиции ребенка и постоянного роста его самостоятельности и творчества применяется метод «погружения» в игру. Погружение — система обучения, создающая у человека внутреннее чувство свободы. Она опирается на три принципа: удовольствие и релаксация, расслабление на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двусторонняя связь в процессе обучения в игре. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии

Первоначально нами были определены цели и задачи.

Цель: Развивать познавательно-речевую деятельность дошкольников посредством метода "погружения" в игру. Перейти на игровые формы проведения непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

Задачи:

1. Создать условия для полноценного развития детей посредством игровой мотивации.

2. Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста, обогатив развивающую среду.

3. Отказаться от традиционных занятий, изменить организацию и проведения игр.

4. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс новинки технического прогресса.

Таким образом нашим коллективом реализуются требования, которые заложены в Законе РФ "Об образовании"

«…обеспечить условия для самореализации и самоопределения личности…

реализация права ребенка на свободный выбор деятельности, мнений, рассуждений».

Второй этап.

Для осуществления нового витка в образовательном процессе, который соответствует новым реалиям времени, мною были проведены консультации с педагогами "Игра основной вид деятельности", "Моделируем пространство в соответствии с новой примерной программой "Радуга"". Мастер - класс "Использование метода "погружения" для развития познавательно-речевой деятельности". Даны рекомендации педагогам как создать условия в группе для создания игровой мотивации у дошкольников. Создан банк мультимедийных презентаций и клипов; переработаны традиционные подвижные и речевые игры. Разработаны авторские игры как мои личные так и педагогов ДОУ. (Приложение №1) На стадии создания "Копилка метафор и притч".

Третий этап.

Для выявления уровня навыков игровой деятельности у детей мною были разработаны диагностические таблицы и критерии к ним (Приложение№2). По итогам диагностики в целом по детскому саду мы вышли на следующие показатели:

Четвертый этап.

Нами было принято следующее решение: начиная работу с детьми с применением метода "погружения", необходимо:

- Создать в группе «игровой мир», в котором будут предметы, игры и игрушки, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка; эти предметы и игры необходимо постоянно обновлять, пополнять.

- Широко использовать как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время, игры хорошо знакомые детям и авторские разработки

- каждый день начинать и заканчивать игровыми приемами

- Необходимо знакомить детей с народными, казачьими играми, а так же играми народов Кавказа. (выполнение региональной программы)

Чтобы полнее «погрузиться» в обстановку игры, мы оформили каждую группу в соответствии с ее названием: так в группе "Солнышко" каждый лучик - это ребенок, в группе "Капитошка" дети капельки, в "Радуге" разноцветные радужные шарики, в группе "Сказка" сказочные персонажи, а в "Ромашке" дети лепесточки, в "Ягодке" целая поляна славных ягодок.

Придя в детский сад дети попадают в удивительный мир игры. Каждый день их встречает игрушка "хозяйка" дня, которая предлагает малышу включиться в интересную и занимательную игру. Игрушка "Хозяйка" помогает если что - то не получается или становится грустно. В старшем возрасте дети совершают игровые путешествия с помощью перевоплощения в различные персонажи, которые получают знания, например прилетев на остров "здоровья" или "математики". За счет смен деятельности дети не устают, так как вся образовательная деятельность проходит в игровой форме. Педагоги такой метод приняли, хотя он и требует больше подготовки, большей реализации сил. Но всех устраивает итог – с помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры воспитатели помогают ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Ведем по новому мониторинг. Отслеживаем результаты, ищем причины неудач и невысоких показателей. В детском саду отметок не поставишь. Диагностику приходится вести не один день. Ребенок не должен понять, что его знания проверяют. Играем, рассматриваем картинки, дети отвечают на вопросы, ведется наблюдение во время игр, прогулок.

Изменился и порядок проведения праздников, так как в переработанной примерной программе "Радуга" предлагается ряд новых знаменательных событий и памятных дат. Оказалось, что в мире ежедневно много поводов для создания радостного, праздничного настроения. Все вместе - дети, родители, педагоги из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались самыми интересными. Таким образом, сформировали календарь праздников и праздничных дат. Мы привлекаем наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению и праздничных дней, поддерживаем творческую активность детей, создаем условия, позволяющие им самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Игровая форма реализации работы над праздником приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности к себе, позитивного отношения к окружающему миру помогает воспитывать патриотические чувства, нравственные качества личности. Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставляет радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья. (Приложение №3)

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Эффективность развития познавательно-речевой деятельности дошкольников путем применения метода погружения в игру. Опыт работы
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 11:20
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...