Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

Оксана Бухмиллер
Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

оявление Центра интеллектуального и творческого развития дошкольников «Неваляшки» в Доме детского творчества им. А. И. Ефремова – это ответ на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его т орческие способности, склонности, интересы. В свою очередь возникновение такой потребности создания Центра обусловлено несколькими причинами:

1. Увеличение числа детей, не посещающих детские дошкольные учреждения (ДОУ).

2. Распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, поступление в которые требует достаточно высокого уровня развития ребенка.

3. Увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками.

ешение возникших потребностей, обозначенных выше, реализуется в Центре развития через комплексную образовательную программу «Я расту», целью которой является создание психолого-педагогических условий для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим решаются следующие задачи:

– Забота о здоровье и эмоциональном благополучии каждого ребенка.

– Выявление и развитие интересов, творческих склонностей и способностей детей.

– Развитие познавательного интереса и включение в познавательную деятельность.

– Овладение основами социальных навыков, навыками общения со сверстниками и взрослыми.

– Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества между педагогами, родителями.

– Определение уровня развития воспитанника для прогнозирования его дальнейшей познавательной и творческой деятельности.

– Целенаправленная работа специалистов Центра, направленная на улучшение детско-родительских отношений.

– Создание комфортных условий для содержательного творческого семейного досуга.

Для детей, приходящих в Центр 3 раза в неделю на 2-3 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономично, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослыми в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности. Занятия с педагогом строятся в непринужденной партнерской форме с введением моментов совместной (подгрупповой, парной) деятельности детей, что способствует свободному общению как взрослого с детьми, так и детей друг с другом.

Основополагающим в этом направлении является умение педагогов творчески строить свою работу с учетом закономерностей развития детей дошкольного возраста, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на каждом этапе детства позволяет специалистам разрабатывать адекватные и эффективные для этого возраста методы обучения и воспитания детей. Знание возрастных норм и закономерностей психического развития ребенка дает возможность выявить его индивидуальные особенности, соответствие их возрастной норме.

Особенность реализации программы в том, что дети с 3 лет находятся в творческой обстановке, они вместе с родителями посещают концертные программы детских коллективов Дома творчества, они видят детей на репетициях, и тем самым с 3 лет находятся в «зоне ближайшего развития», а именно – творчества.

Педагоги нашего Центра целенаправленно ведут воспитательную работу – с самых малых лет они показывают воспитанникам как прекрасно творчество и как упорно нужно трудиться, чтобы достичь успехов. Все досуговые мероприятия проходят совместно с детскими творческими коллективами, и наши воспитанники чувствуют себя сопричастными к их творчеству. Это создает не только положительный пример в я-концепции воспитанников, но и формирует у детей мотивацию успеха, а это крайне необходимо в дальнейшей жизни, учении.

Также для детей крайне важно видеть, что и их родители тоже занимаются творчеством – для родителей в центре созданы творческие спец. курсы, которые они посещают в те дни, когда нет совместных занятий с детьми. Творческие курсы проводят педагоги дополнительного образования Дома детского творчества. Очень приятно наблюдать, когда дети и родители показывают друг другу плоды творческого труда.

Наша программа является результатом плодотворной работы группы опытных педагогов, которые посвятили педагогической деятельности не один год своей жизни. Центр интеллектуального и творческого развития дошкольников «Неваляшки» опирается на возможности дополнительного образования, организует тесное взаимодействие с другими студиями и объединениями Дома детского творчества, таким образом, воспитанники Центра развития получают качественные образовательные услуги и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, наиболее отвечающего особенностям развития и потенциальным возможностям ребенка. 80% выпускников Центра начинают посещать другие студии и объединения, существующие в Доме творчества. Нам очень приятно наблюдать, как взрослеют наши бывшие воспитанники, выступают на сцене Дома творчества, завоёвывают награды на конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях.

Проанализировав свои возможности и ресурсы (материальные, кадровые, временные, финансовые, изучив потребности родителей в образовательных, воспитательных, оздоровительных услугах, наш Центр развития детей в данное время работает над применением в образовательном процессе здоровьесберегающих и информационных технологий и развитием материально-технической базы для их внедрения. В проекте проходит апробация технологий обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, запуск проектной деятельности со старшими дошкольниками, укрепления сотрудничества с родителями и многое другое.

Наш Центр постоянно проводит анкетирование семей, посещающих Дом творчества, с целью определения спроса на услуги дошкольного образования. Социальный опрос был проведен с 82 семьями, посещающими Центр интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста Дома детского творчества им. А. И. Ефремова, и 42 молодыми семьями, не являющимися потребителями образовательных услуг учреждения. Неоднократно семьи, посещающие Дом творчества, выходили с инициативой к администрации Дома творчества о расширении деятельности Центра интеллектуально-творческого развития дошкольников и включении в деятельность новых форм работы: практическое обучение родителей принципам и методам воспитания и развития детей, организация творческих площадок для родителей, организация обучающих курсов профориентации и предпрофильной подготовки для родителей, организация семейного досуга, консультации психолога. И согласно результатам социального опроса, в 2012 году на базе Дома творчества при поддержке НФП ДДТ им. А. И. Ефремова было решено открыть направление для молодых родителей с детьми от 1 года до 2 лет в целях развития системы семейно-ориентированного образования.

По результатам анкетирования выяснилось, что у молодых семей существует ряд проблем, таких как: отсутствие солидарности родителей в вопросах воспитания детей, отсутствие полноценного семейного отдыха, досуга, отсутствие взаимопонимания в вопросах устоев семьи, норм, традиций, отсутствие профессионального образования у молодых родителей и т. д. С целью оказания помощи семьям Кировского района, имеющих детей 1-2 лет, было решено создать проект «Лаборатория семейного комфорта» на базе Центра. В рамках проекта родителям были предложены различные виды и формы деятельности, которые способствовали реализации творческих способностей детей и взрослых, кроме того, это дало возможность молодым родителям получить дополнительное профильное образование, научиться организовывать совместный досуг и ещё получить профессиональные консультации психолого-педагогического характера. Проект был выставлен на конкурс грантов по направлению поддержки семьи и детства и выиграл 142 тыс. руб. Благодаря этим средствам была оборудована сенсорная комната, закуплены игрушки, новая мебель, ноутбук, телевизор.

Сенсорная комната – это специально организованное пространство, которое помогает расслабиться, получить приятные эмоции от различных визуальных и тактильных эмоций, поднять настроение, увлечь яркими и интересными предметами. Для этого используется специальное оборудование, которое воздействует на все органы чувств: органы зрения, слуха, осязания, обоняния. Подобные комплексы помогают в решении целого ряда серьезных психофизических проблем развития детей. Пространство нашей сенсорной комнаты поделено на две зоны: зону релаксации и активную зону. В зоне релаксации создается комфортная атмосфера: устанавливается световое оборудование – фиброоптика, световые фонтаны, прожекторы, мягкие маты, сухие бассейны. Пребывание в этой зоне снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. Оборудование активной зоны, наоборот, направленно тонизирует нервную систему, развивает мелкую моторику, память, внимание. В комнате установлено специализированное компьютерное оборудование (монитор и пульт, разработанное для детей, имеющих проблемы со здоровьем, при помощи которого создаются красивые, яркие, понятные детям образы, погружающие в определенную атмосферу (имитация живого водопада, ощущение пребывания в лесу и т. д.).

Работа в сенсорной комнате проводится с участием родителей. Кроме того, на занятиях присутствуют и включаются в работу педагог-психолог, педагог по развитию речи, педагоги дополнительного образования по направлениям: ритмика, музыка, театр. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Оборудование сенсорной комнаты привлекает, стимулирует и поддерживает внимание, создает радостную атмосферу праздника. Применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности детей.

Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития ребенка, на которую и направляется основное стимулирующее действие. В зависимости от проблематики и возраста ребенка нами используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Занятия в раннем возрасте проводятся в основном с присутствием на занятии близкого ребёнку человека (мамы, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития малыша. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Занятия в сенсорной комнате проводятся с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития. Они стимулируют развитие и коррекцию зрения, слуха, обоняния, осязания, создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

За небольшой, казалось бы, период работы в сенсорной комнате мы получили весьма достойные результаты: в проекте активно и с удовольствием участвуют 40 молодых семей Кировского района, они заметно продвинулись в вопросах воспитания и развития своих детей, их привлекает хорошо оборудованное помещение, которое позволят увидеть своего ребенка как в активной части, так и в релаксационной. Дети заметно активизировались в данном проекте, улучшилось их внимание, поведение, они активно включаются в общую деятельность.

Создание сенсорной комнаты для нашего Центра имеет большое значение – расширение образовательных направлений в работе с семьями, имеющих детей младшего дошкольного возраста, внедрение новых форм и методов работы с ранним дошкольным возрастом, привлечение внимания и участников данного направления.

Внедрение инновационных творческих подходов к деятельности нашего Центра развития – это попытка найти себя в современных условиях, осознать свою роль. У нас есть прекрасная цель, есть желание её достигать ежегодно и есть единомышленники, способные рождать и воплощать интересные идеи и проекты.

В перспективе развития Центра нами планируется оборудовать кабинеты интерактивными досками, которые позволят использовать дидактический материал наиболее выгодно, усилят интерес детей к занятиям. И все вышеизложенное подвигает нас к созданию новых проектов, которые позволят реализовать наши планы и перспективы, создать достойную материально-техническую базу, комфортное и привлекательное пространство для наших маленьких кировчан.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Все начинается с семени» Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о садовых цветах, на то, как ухаживать за растениями, на осознание.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Сад и огород
Автор публикации:
Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»
Опубликовано: 30 июля 2013 в 10:44
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...