Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

Оксана Бухмиллер
Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»

оявление Центра интеллектуального и творческого развития дошкольников «Неваляшки» в Доме детского творчества им. А. И. Ефремова – это ответ на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его т орческие способности, склонности, интересы. В свою очередь возникновение такой потребности создания Центра обусловлено несколькими причинами:

1. Увеличение числа детей, не посещающих детские дошкольные учреждения (ДОУ).

2. Распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, поступление в которые требует достаточно высокого уровня развития ребенка.

3. Увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками.

ешение возникших потребностей, обозначенных выше, реализуется в Центре развития через комплексную образовательную программу «Я расту», целью которой является создание психолого-педагогических условий для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим решаются следующие задачи:

– Забота о здоровье и эмоциональном благополучии каждого ребенка.

– Выявление и развитие интересов, творческих склонностей и способностей детей.

– Развитие познавательного интереса и включение в познавательную деятельность.

– Овладение основами социальных навыков, навыками общения со сверстниками и взрослыми.

– Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества между педагогами, родителями.

– Определение уровня развития воспитанника для прогнозирования его дальнейшей познавательной и творческой деятельности.

– Целенаправленная работа специалистов Центра, направленная на улучшение детско-родительских отношений.

– Создание комфортных условий для содержательного творческого семейного досуга.

Для детей, приходящих в Центр 3 раза в неделю на 2-3 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономично, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослыми в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности. Занятия с педагогом строятся в непринужденной партнерской форме с введением моментов совместной (подгрупповой, парной) деятельности детей, что способствует свободному общению как взрослого с детьми, так и детей друг с другом.

Основополагающим в этом направлении является умение педагогов творчески строить свою работу с учетом закономерностей развития детей дошкольного возраста, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на каждом этапе детства позволяет специалистам разрабатывать адекватные и эффективные для этого возраста методы обучения и воспитания детей. Знание возрастных норм и закономерностей психического развития ребенка дает возможность выявить его индивидуальные особенности, соответствие их возрастной норме.

Особенность реализации программы в том, что дети с 3 лет находятся в творческой обстановке, они вместе с родителями посещают концертные программы детских коллективов Дома творчества, они видят детей на репетициях, и тем самым с 3 лет находятся в «зоне ближайшего развития», а именно – творчества.

Педагоги нашего Центра целенаправленно ведут воспитательную работу – с самых малых лет они показывают воспитанникам как прекрасно творчество и как упорно нужно трудиться, чтобы достичь успехов. Все досуговые мероприятия проходят совместно с детскими творческими коллективами, и наши воспитанники чувствуют себя сопричастными к их творчеству. Это создает не только положительный пример в я-концепции воспитанников, но и формирует у детей мотивацию успеха, а это крайне необходимо в дальнейшей жизни, учении.

Также для детей крайне важно видеть, что и их родители тоже занимаются творчеством – для родителей в центре созданы творческие спец. курсы, которые они посещают в те дни, когда нет совместных занятий с детьми. Творческие курсы проводят педагоги дополнительного образования Дома детского творчества. Очень приятно наблюдать, когда дети и родители показывают друг другу плоды творческого труда.

Наша программа является результатом плодотворной работы группы опытных педагогов, которые посвятили педагогической деятельности не один год своей жизни. Центр интеллектуального и творческого развития дошкольников «Неваляшки» опирается на возможности дополнительного образования, организует тесное взаимодействие с другими студиями и объединениями Дома детского творчества, таким образом, воспитанники Центра развития получают качественные образовательные услуги и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, наиболее отвечающего особенностям развития и потенциальным возможностям ребенка. 80% выпускников Центра начинают посещать другие студии и объединения, существующие в Доме творчества. Нам очень приятно наблюдать, как взрослеют наши бывшие воспитанники, выступают на сцене Дома творчества, завоёвывают награды на конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях.

Проанализировав свои возможности и ресурсы (материальные, кадровые, временные, финансовые, изучив потребности родителей в образовательных, воспитательных, оздоровительных услугах, наш Центр развития детей в данное время работает над применением в образовательном процессе здоровьесберегающих и информационных технологий и развитием материально-технической базы для их внедрения. В проекте проходит апробация технологий обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, запуск проектной деятельности со старшими дошкольниками, укрепления сотрудничества с родителями и многое другое.

Наш Центр постоянно проводит анкетирование семей, посещающих Дом творчества, с целью определения спроса на услуги дошкольного образования. Социальный опрос был проведен с 82 семьями, посещающими Центр интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста Дома детского творчества им. А. И. Ефремова, и 42 молодыми семьями, не являющимися потребителями образовательных услуг учреждения. Неоднократно семьи, посещающие Дом творчества, выходили с инициативой к администрации Дома творчества о расширении деятельности Центра интеллектуально-творческого развития дошкольников и включении в деятельность новых форм работы: практическое обучение родителей принципам и методам воспитания и развития детей, организация творческих площадок для родителей, организация обучающих курсов профориентации и предпрофильной подготовки для родителей, организация семейного досуга, консультации психолога. И согласно результатам социального опроса, в 2012 году на базе Дома творчества при поддержке НФП ДДТ им. А. И. Ефремова было решено открыть направление для молодых родителей с детьми от 1 года до 2 лет в целях развития системы семейно-ориентированного образования.

По результатам анкетирования выяснилось, что у молодых семей существует ряд проблем, таких как: отсутствие солидарности родителей в вопросах воспитания детей, отсутствие полноценного семейного отдыха, досуга, отсутствие взаимопонимания в вопросах устоев семьи, норм, традиций, отсутствие профессионального образования у молодых родителей и т. д. С целью оказания помощи семьям Кировского района, имеющих детей 1-2 лет, было решено создать проект «Лаборатория семейного комфорта» на базе Центра. В рамках проекта родителям были предложены различные виды и формы деятельности, которые способствовали реализации творческих способностей детей и взрослых, кроме того, это дало возможность молодым родителям получить дополнительное профильное образование, научиться организовывать совместный досуг и ещё получить профессиональные консультации психолого-педагогического характера. Проект был выставлен на конкурс грантов по направлению поддержки семьи и детства и выиграл 142 тыс. руб. Благодаря этим средствам была оборудована сенсорная комната, закуплены игрушки, новая мебель, ноутбук, телевизор.

Сенсорная комната – это специально организованное пространство, которое помогает расслабиться, получить приятные эмоции от различных визуальных и тактильных эмоций, поднять настроение, увлечь яркими и интересными предметами. Для этого используется специальное оборудование, которое воздействует на все органы чувств: органы зрения, слуха, осязания, обоняния. Подобные комплексы помогают в решении целого ряда серьезных психофизических проблем развития детей. Пространство нашей сенсорной комнаты поделено на две зоны: зону релаксации и активную зону. В зоне релаксации создается комфортная атмосфера: устанавливается световое оборудование – фиброоптика, световые фонтаны, прожекторы, мягкие маты, сухие бассейны. Пребывание в этой зоне снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. Оборудование активной зоны, наоборот, направленно тонизирует нервную систему, развивает мелкую моторику, память, внимание. В комнате установлено специализированное компьютерное оборудование (монитор и пульт, разработанное для детей, имеющих проблемы со здоровьем, при помощи которого создаются красивые, яркие, понятные детям образы, погружающие в определенную атмосферу (имитация живого водопада, ощущение пребывания в лесу и т. д.).

Работа в сенсорной комнате проводится с участием родителей. Кроме того, на занятиях присутствуют и включаются в работу педагог-психолог, педагог по развитию речи, педагоги дополнительного образования по направлениям: ритмика, музыка, театр. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Оборудование сенсорной комнаты привлекает, стимулирует и поддерживает внимание, создает радостную атмосферу праздника. Применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности детей.

Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития ребенка, на которую и направляется основное стимулирующее действие. В зависимости от проблематики и возраста ребенка нами используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Занятия в раннем возрасте проводятся в основном с присутствием на занятии близкого ребёнку человека (мамы, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития малыша. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Занятия в сенсорной комнате проводятся с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития. Они стимулируют развитие и коррекцию зрения, слуха, обоняния, осязания, создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

За небольшой, казалось бы, период работы в сенсорной комнате мы получили весьма достойные результаты: в проекте активно и с удовольствием участвуют 40 молодых семей Кировского района, они заметно продвинулись в вопросах воспитания и развития своих детей, их привлекает хорошо оборудованное помещение, которое позволят увидеть своего ребенка как в активной части, так и в релаксационной. Дети заметно активизировались в данном проекте, улучшилось их внимание, поведение, они активно включаются в общую деятельность.

Создание сенсорной комнаты для нашего Центра имеет большое значение – расширение образовательных направлений в работе с семьями, имеющих детей младшего дошкольного возраста, внедрение новых форм и методов работы с ранним дошкольным возрастом, привлечение внимания и участников данного направления.

Внедрение инновационных творческих подходов к деятельности нашего Центра развития – это попытка найти себя в современных условиях, осознать свою роль. У нас есть прекрасная цель, есть желание её достигать ежегодно и есть единомышленники, способные рождать и воплощать интересные идеи и проекты.

В перспективе развития Центра нами планируется оборудовать кабинеты интерактивными досками, которые позволят использовать дидактический материал наиболее выгодно, усилят интерес детей к занятиям. И все вышеизложенное подвигает нас к созданию новых проектов, которые позволят реализовать наши планы и перспективы, создать достойную материально-техническую базу, комфортное и привлекательное пространство для наших маленьких кировчан.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Все начинается с семени» Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о садовых цветах, на то, как ухаживать за растениями, на осознание.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Опыт реализации социально-педагогического проекта «Лаборатория семейного комфорта»
Опубликовано: 30 июля 2013 в 10:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...