Опытническая деятельность старших дошкольников

Татьяна Миронова
Опытническая деятельность старших дошкольников

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь, самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве - это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения

Формирование экологического сознания и экологической привычки – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Для детей первых семи лет характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это предполагает, что основные сведения дети усваивают наглядным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Для проведения опытов и экспериментов в группе, в детском саду создана предметно – развивающая среда:

уголок природы,

уголок экспериментирования,

территория детского сада

(зимний сад, огород, цветник).

Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников предполагает

Взаимодействие между детьми и педагогами, между детьми родителями, педагогами и родителями;

Все сотрудники ДОУ принимают участие в процессе экологического развития дошкольников;

Вся работа планируется на основе результатов диагностики.

Я работаю по программе М. А. Васильевой, использую также разработки

С. Н. Николаевой «Юный эколог», Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ».

В современном мире потеряна связь с природой. Мы стали брать от природы все, что необходимо, ничего не давая взамен. Человек перестал чувствовать природу, не контактирует с ней. Все это диктует необходимость усиления внимания к природе. Основной упор делаем на наблюдения и эксперименты, продуктивную деятельность детей в природе. Работу свою строю так, чтобы необходимые сведения дети дети усваивали наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Наглядный метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

На слайдах представлены фотографии, на которых запечатлены некоторые опыты, наблюдения, эксперименты.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1-pptx_0qd03.ppt | 6935,5 Кб | Скачан: 196
 
Публикации по теме:

Целительные звуки. Во многих восточных школах боевых искусств издревле применялись различные возгласы, помогающие концентрировать энергии организма и направлять.

В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Книга, которая мне помогла.В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Книга, которая мне помогла. Из серии материалов "Обучение грамоте старших дошкольников". Еще недавно я вплотную занималась темой «Обучение грамоте старших дошкольников».

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытническая деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 27 января 2013 в 09:40
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...