Получи документы

Опытническая деятельность старших дошкольников

Татьяна Миронова
Опытническая деятельность старших дошкольников

Опытническая деятельность старших дошкольников

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Публикация «Опытническая деятельность старших дошкольников» размещена в разделах

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь, самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождё нным поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве - это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребё нка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учё ного: от выдвижения гипотезы до её доказательства. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения

Формирование экологического сознания и экологической привычки – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Для детей первых семи лет характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это предполагает, что основные сведения дети усваивают наглядным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Для проведения опытов и экспериментов в группе, в детском саду создана предметно – развивающая среда:

уголок природы,

уголок экспериментирования,

территория детского сада

(зимний сад, огород, цветник).

Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников предполагает

Взаимодействие между детьми и педагогами, между детьми родителями, педагогами и родителями;

Все сотрудники ДОУ принимают участие в процессе экологического развития дошкольников;

Вся работа планируется на основе результатов диагностики.

Я работаю по программе М. А. Васильевой, использую также разработки

С. Н. Николаевой «Юный эколог», Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ».

В современном мире потеряна связь с природой. Мы стали брать от природы все, что необходимо, ничего не давая взамен. Человек перестал чувствовать природу, не контактирует с ней. Все это диктует необходимость усиления внимания к природе. Основной упор делаем на наблюдения и эксперименты, продуктивную деятельность детей в природе. Работу свою строю так, чтобы необходимые сведения дети дети усваивали наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Наглядный метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

На слайдах представлены фотографии, на которых запечатлены некоторые опыты, наблюдения, эксперименты.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1-pptx_0qd03.ppt | 6935,5 Кб
 
Публикации по теме:

Целительные звуки. Во многих восточных школах боевых искусств издревле применялись различные возгласы, помогающие концентрировать энергии организма и направлять.

В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Книга, которая мне помогла.В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Книга, которая мне помогла. Из серии материалов "Обучение грамоте старших дошкольников". Еще недавно я вплотную занималась темой «Обучение грамоте старших дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытническая деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 27 января 2013 в 09:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД