Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во II младшей группе

Светлана Вершель
Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во II младшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по

Познавательно – речевому развитию с включением

опытно – исследовательской деятельности

на тему: «Свойства бумаги»

для детей II младшей группы «Гномики»

Цель НОД: Формирование интереса детей к опытно – исследовательской деятельности

Задачи:

Обучающие:

1. Создать условия для ознакомления детей со свойствами бумаги путём совместной опытно – исследовательской деятельности

2. Способствовать формированию у детей навыков исследования, путём выполнения разнообразных действий с бумагой (рассматривать, ощупывать, гладить, сминать, рвать, клеить)

3. Формировать познавательный интерес детей и умение разрешать проблемную ситуацию (Кто плакал? Почему плакала? Как помочь)

Развивающие:

4. Развивать активную речь детей, активизировать употребление прилагательных и глаголов, называя качества бумаги и действий с ней (легкая – движется, плавает, сразу не тонет, намокает; гладкая – шероховатая, тонкая – толстая; рвётся, мнётся, не разглаживается)

5. Развивать речевое дыхание (глубокий вдох носиком – длительный выдох ротиком, слуховое восприятие, внимание при прослушивании звуков ветра

6. Продолжать развивать мелкую мускулатуру пальчиков рук при скатывании бумажной салфетки

Воспитывающие:

7. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: Ознакомление с разнообразием книг, знакомство с «Книжкиной больничкой», изготовление макета «Солнышко», наблюдение за трудом воспитателя: ремонт книг

Методы и приёмы:

1. Игровой (решение проблемной ситуации, Хороводная игра «Смотрит солнышко в окошко»);

2. Наглядный (рассматривание, наблюдение);

3. Словесный (рассказывание, объяснение, художественное слово, вопросы);

4. Практические (проведение опытно – исследовательской деятельности);

5. Метод похвалы

Материалы и оборудование: Порванная книжка, больничка для книг (бумажный скотч, прозрачный скотч, ножницы, полоски бумаги разной фактуры и цвета (альбом, картон, бархатная бумага, бумажные салфетки, магнитофон, грамзапись «Шум ветра», миска с водой, мольберт, макет солнца, тарелочка с клейстером, влажные салфетки, новые книжки по количеству детей.

Структура и методические приёмы НОД:

- Вводная часть: (создание проблемной ситуации, заклеивание рваной странички книги) – 3 минуты

- Основная часть: (прослушивание грамзаписи «Шум ветра», рассказывание, показ действий, опытно – исследовательская деятельность детей по определению свойств бумаги, практическая – продуктивная деятельность – завершающее оформление силуэта солнца) – 10 минут

- Заключительная часть: (подведение итогов, хороводная игра «Смотрит солнышко в окошко», сюрпризный момент – внесение в группу новых книжек) – 2 минуты.

НОД включает несколько приемов, которые предусматривают смену деятельности. Вводная часть – сидя на стульчиках на ковре; прослушивание грамзаписи «Шум ветра», опытно – исследовательская деятельность детей – сидя за столами; пускание кусочков бумаги в воду, наблюдение – стоя на коврике; практическая – продуктивная деятельность – стоя у мольберта; хороводная игра – продвижение на ковре. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволит избежать утомляемости детей.

Ход НОД: Дети входят в группу.

В. Ребятки, посмотрите, сколько пришло гостей к нам в группу, давайте громко поздороваемся и сядем на стульчики.

Д. Здороваются, садятся на стульчики.

В. Сейчас я расскажу вам одну историю. Сегодня утром я пришла в детский сад самая первая и услышала, что кто – то плачет. Как вы думаете, кто здесь мог плакать?

Д. Называют (зайка, мишка, собачка, бабушка, дедушка и т. д.)

Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во II младшей группе

В. Я пошла на голос и увидела, что плачет (показ книги) эта книжка. Как вы думаете, почему плакала книжка?

Д. Она порвана.

В. Да, книжка мне сказала, что ей очень больно, её порвали. А ей так хочется ещё радовать малышей своими интересными историями. Что же делать? Как помочь книжке?

Д. Книжку надо заклеить.

В. Надо книжку полечить, заклеить страничку. Где наша больничка для книг?

Воспитатель вместе с детьми заклеивают страничку бумажной полоской.

В. Ребятки, какие мы молодцы! Вылечили книжку. Теперь она может нас долгое время радовать своими интересными историями. Давайте себе похлопаем!

В. Скажите можно рвать книжки?

Д. Нет.

В. Книжки надо беречь. Их делают специально, чтобы читать, рассматривать картинки. Вы любите рассматривать картинки?

Д. Да.

В. Картинки в книгах называются – иллюстрации. Их рисуют художники. А ребяткам можно рисовать в книжках?

Д. Нет.

В. А где ребяткам можно рисовать?

Д. На листочках бумаги.

В. Рисовать можно на специальной бумаге и рвать можно специальную бумагу. Вот посмотрите у меня полоска из бумаги, бумажная полоска. Сейчас мы с ней поиграем, но сначала давайте сядем за столы.

Дети садятся за столы. На столе лежат разные бумажные полоски и квадратики

В. Послушайте, что вы слышите? Что это шумит?

Звучит запись на магнитофоне «Шум ветра».

Д. Ветер.

Игра «Ветерок». (Речевое дыхание, слуховое восприятие).

В. Давайте покажем, как дует ветер. Вот налетел сильный ветер и подул вот так: ффф (глубокий вдох носиком, длительный выдох ротиком).

Игра – эксперимент «Весёлая полоска».

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять.

Раз – два – три посмотри!

В. Давайте возьмём белую бумажную полоску, вот так будем держать её за один конец, а затем подуем на неё.

Дети дуют на свои полоски.

В. Что произошло?

Д. Полоска движется, летит.

В. Почему она движется?

Д. Она лёгкая.

В. Для того чтобы бумажная полоска двигалась надо дуть на неё. А теперь положим бумагу на стол и погладим её, проведём по ней пальчиком. Какая бумага?

Д. Гладкая.

В. Возьмём красную полоску погладим её. Какая бумага?

Д. Шероховатая.

В. Возьмите синюю полоску, погладьте её. Какая бумага на ощупь?

Д. Толстая.

В. Бумажные полоски все одинаковые по цвету?

Д. Нет, разные.

В. Бумага может быть разноцветной.

В. Ребятки, посмотрите можно через бумагу, что ни будь увидеть?

Дети прикладывают полоску к глазам.

Д. Нет.

В. Через бумагу ничего не видно. А ещё бумагу можно мять. Возьмите белый квадратик сомните его в комок.

Дети сминают бумажный квадрат.

В. Что делает бумага?

Д. Мнётся.

В. Когда бумага мнётся, что мы слышим?

Д. Шуршание.

В. Бумага шуршит. Послушайте, как шуршит? (шь – шь – шь). Попробуйте разгладить листок.

Дети разглаживают квадратик.

В. Разглаживается, стала бумажка ровной?

Д. Нет.

В. Значит, бумага мнётся, но не разглаживается. Если мы помнем страничку у книжки, то её уже нельзя будет разгладить.

В. Бумагу можно рвать, порвём полоску на мелкие кусочки. Что делает бумага?

Д. Бумага рвётся.

В. А теперь бумажные кусочки опустим в воду. Несите мне свой кусочек бумаги, мы его опустим в тазик с водой. Что произошло с бумагой?

Дети несут бумажные кусочки, бросают их в тазик с водой, наблюдают.

Д. Бумага плывёт.

В. Бумага намокает, становится сырой, мягкой, рвётся. Поэтому книжки нужно читать и рассматривать за столами, на коврике или на стульчиках, там, где нет воды.

Дети переходят к другому столу.

Игра «Бумажный шарик»

В. Что это?

Д. Салфетка.

В. Да, салфетка тоже бумажная. Какая салфетка?

Д. Бумажная.

В. Для чего нам нужна салфетка?

Д. Руки, ротик вытирать.

В. Правильно. А сейчас мы её помнём и сделаем бумажный шарик. Что делает салфетка?

Д. Салфетка мнется, превращается в шарик.

В. Какого цвета шарик?

Д. Желтого.

В. Что еще бывает желтое, круглое как шарик?

Д. Солнышко.

«Изготовление бумажной мозаики».

В. Посмотрите, я нарисовала солнышко, но не закрасила его, давайте украсим его вместе, приклеим жёлтые шарики.

Дети приклеивают. Макают бумажные шарики в тарелочку с клеем и приклеивают шарики на силуэт солнышка

В. Ребятки, бумагу можно ещё и клеить.

В. Какие вы молодцы, какое замечательное получилось солнышко, как оно сразу засияло, стало жёлтое, тёплое, светит нам, радуется.

После продуктивной деятельности дети вытирают руки влажными салфетками.

В. Сейчас мы встанем в кружок, возьмемся дружно за руки и покажем, какое у нас получилось круглое солнышко. А мы кто у солнышка?

Д. Лучики

В. Мы маленькие лучики покружим солнышко.

Хороводная игра «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко (идут по кругу)

Светит в нашу комнату (дети подымают руки, показывая солнышко)

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку (хлопают в ладоши)

Топ – топ – топ – топ! (ритмично притопывают на месте)

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши)

Топ – топ – топ – топ! (ритмично притопывают на месте)

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши)

Вот как рады солнышку! (разводят руки в стороны)

В. С чем мы сегодня играли?

Д. С бумажной полоской.

В. С каким материалом мы сегодня познакомились?

Д. С бумагой.

В. Мы сегодня с вами много нового узнали про бумагу. Какая бывает бумага?

Д. Легкая, мягкая, твёрдая, разноцветная.

В. Что бумага может делать?

Д. Она мнется, намокает, рвётся.

В. Из чего мы сделали солнышко?

Д. Из бумажной салфетки.

В. На чем можно рисовать?

Д. На бумаге.

В. Как с книжками нужно обращаться?

Д. Бережно. Нельзя обижать: мять, рвать, мочить.

В. А если нечаянно обидели книжку, то нельзя её бросать, а нужно сразу полечить.

Ну, теперь вы знаете, как нужно с книжками дружить, и я уверенна, что вы их никогда не обидите. Я пригласила к нам в группу новые книжки, которые хотят вам рассказать очень интересные истории, хотите посмотреть картинки?

Д. Да.

В. Вносит новые книжки для просмотра, раздаёт детям.

В. Спасибо вам ребятки, вы молодцы, сегодня меня очень порадовали, показали какие вы большие, внимательные и послушные. Попрощайтесь с гостями и садитесь на коврик смотреть новые книжки.

Д. Прощаются с гостями, занимаются свободным просматриванием книг.

Публикации по теме:

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Конспект занятия «Извержение вулкана». Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Извержение вулкана.» Опытно исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы. Цель. Познакомить с вулканом как с природным.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Свойства бумаги» для детей 4–5 лет. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Свойства бумаги» для детей 4-5 лет. Цель: содействовать дальнейшему.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во II младшей группе
Опубликовано: 22 октября 2017 в 14:21
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...
Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » ( Б....
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...