МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

марина горских
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания - творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы открыли в детском саду лабораторию «Эврика», которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации экспериментирования с детьми. Это дает возможность педагогу:

• работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;

• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.

Совместная деятельность с детьми организуется в детской лаборатории один раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15 -20 минут, с детьми старшего возраста (в зависимости от сложности).

Структура проведения игры – экспериментирования:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

• вопросы детей.

В результате работы отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих больших и маленьких «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую в работе различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи (почему так);

• ситуация выбора.

Работа в лаборатории «Эврика» начиналась с экскурсии с детьми, во время которой дети знакомились с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал забавные опыты. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер и многое другое. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у мамы и папы, а затем рассказать всем детям, но некоторые вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Работа в лаборатории находит отражении и в творческой деятельности детей. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует активной, самостоятельной, творческой личности.

Содержание работы по детскому игровому экспериментированию отбирается и планируется по блокам: с водой, с песком, с предметами и материалами, с объектами живой природы.

Работа по детскому экспериментированию строится по принципам: от простого и знакомого, к сложному и малознакомому, от близкого к далекому (см. приложение 2).

Детское экспериментирование имеет огромный потенциал. В процессе ознакомления с водой, снегом, песком и другими объектами дети учатся умению наблюдать, обследовать, сравнивать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Дети приобретают знания что вода льется, переливается из лейки в стаканчик, она прозрачная, но ее можно раскрасить в разные цвета, и тогда она станет цветной. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинку из ледяного плена, что произойдет если заморозить цветную воду, то она превратится в красивую льдинку, которой можно украсить снежные постройки, и деревья на участке. Так дети учатся преобразовывать окружающую среду и быть творцами.

Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, предоставляет возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные навыки проведения самостоятельных исследований.

Работа по игровому экспериментированию осуществляется совместно с родителями воспитанников. Мы обязательно информируем их о результатах детских экспериментов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов. Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования, родители- помощники. Создавая условия для экспериментирования малыша дома и на прогулках, родители тем самым, открывают ему двери для самостоятельного изучения окружающего мира.

Такая организация совместной деятельности по игровому экспериментированию способствуют пробуждению творческой активности детей, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации, дети активны в познавательной деятельности, хорошо развивается связная речь и мотивация их на осмысленную поисковую – исследовательскую деятельность.

Список использованной литературы:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой М. ,2010

2. ПоддьяковА. Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //Вопросы психологии. 1991.№4.-с. 28-34.

3. Иванова А. И. Естественные - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М. : ТЦ Сфера,2004.

4. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду. «Линка- Пресс»,2009

Публикации по теме:

Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и познавательной активности дошкольников МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Северяночка» Творческий отчёт по проблеме: Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и.

Эксперименты и опыты в ДОУ. Наблюдая за детьми, изучая новинки методической литературы, реализуя общеобразовательную программу "От рождения до школы" под редакцией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 19:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД