Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Любовь Шевякова
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.

За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

основные цели задачи:

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

УСЛОВИЯ:

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия

1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)

2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

принципы:

Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:

• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

– элементарные опыты;

– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы

Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.

1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.

приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.

Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.

Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.

Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.

Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.

2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,

Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)

Дополнительное оборудование:

1. Планы карт летних маршрутов

2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.

3. Макеты времён года.

4. Глобус.

5. Знаки поведения в природе.

6. Халаты, клеёнчатые фартуки.

7. Картинки из красной книги редких животных и растений.

8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.

Разработки

• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.

• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.

• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»

• Демонстрационные знаки поведения в природе.

• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»

Работа с детьми

• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;

• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;

Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;

• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;

• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»

• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).

• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.

Работа с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).

• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»

• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».

• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).

• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)

Итог:

Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей,

Средний уровень — 4 детей,

Высокий уровень — 0 детей.

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок,

Средний уровень — 8 детей,

Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)

Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй. Я проводила индивидуальные беседы с родителями и детьми. Родителям предлагала совместно с детьми на подоконнике или на дачных участках во время весенних работ (у нас в Красном сельце в основном у всех детей посещаемых мою группу есть такие участки, «разбить огород», чтобы дети могли самостоятельно вырастить какое-либо растение. По отзывам родителей, детям очень нравится ухаживать за своими посадками. Родители активно участвуют во всех делах группы, помогают нам в сборе природного материала, в субботниках по уборке участка группы, озеленении, оборудовании участков поделками из бросового материала. В развешивании скворечников, обрезке фруктового сада и пр.

За 32 года работы в Красносельцовском детском саду я могу сказать, что родители и дети раньше были более чуткие и внимательные. Сейчас, когда технические возможности достигли больших высот и можно за 5 минут видеть таинство появления из икринки лягушки или как распускается цветок, люди стали более равнодушными, менее терпеливыми и любознательными. Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, старалась донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог к подготовительной группе дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.

АТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. «Наш ДОМ В ОПАСНОСТИ». Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Моя работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, “Живая экология” "Войди в природу другом". Составила перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

основные цели задачи:

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

УСЛОВИЯ:

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия

1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)

2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

принципы:

Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельность строила по следующим принципам:

• Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; (окружающее природное пространство посёлка Красное-сельцо)

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

методы реализации экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

– элементарные опыты;

– Циклы экологический занятий «Вода вокруг нас» по программе Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы

Зоны экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельности детей : Зимний сад», Территория, зелёная зона детского сада.

1. Зона «Зимнего сада». Оборудование «Зимнего сада» : комнатные растения, видовое разнообразие.

приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и тд.

Объекты живой природы: кролик, морская свинка, черепахи, рыбки. Емкости для воды разного объёма.

Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.

Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.

Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.

2. Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы,

Грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)

Дополнительное оборудование:

1. Планы карт летних маршрутов

2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.

3. Макеты времён года.

4. Глобус.

5. Знаки поведения в природе.

6. Халаты, клеёнчатые фартуки.

7. Картинки из красной книги редких животных и растений.

8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.

Разработки

• Разработала перспективные планы на лето по всем группам.

• Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности младших и старших дошкольников.

• Серию конспектов и занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

• Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»

• Демонстрационные знаки поведения в природе.

• Плакат-картину «Природа и деятельность человека к ней»

Работа с детьми

• Занятия по экологии с элементами экспериментирования;

• Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;

Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;

• Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;

• Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»

• Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).

• Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.

Работа с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей (Проводила родительское собрание, где поднимала вопрос экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу», «Радость общения с природой»).

• Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам»

• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в районом конкурсе «Понарошкин мир», к групповому конкурсу (осень) «Что нам осень подарила».

• Озеленение участков весной, участие в конкурсе «Сказка на участке» (поделки из бросового материала).

• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)

Итог:

Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников. Диагностика, проведённая в сентябре 2009 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей,

Средний уровень — 4 детей,

Высокий уровень — 0 детей.

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились. Диагностика, проведённая в мае 2010 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок,

Средний уровень — 8 детей,

Высокий уровень — 15 детей. Это по детям среде-старшей группы.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.)

Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом моего многолетнего опыта работы явилось :

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2013 в 12:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД