Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Надежда Суфиева
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование – это огромный потенциал всестороннего развития личности. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети рассматривают состояние вещества от температурных условий, или способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Экологически грамотный ребенок не станет причинять боль живому существу, из-за сиюминутной прихоти.

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

Под термином «экспериментирование» понимается способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе.

В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника. Постепенно, по нарастанию определенных знаний, умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка, тайны мироздания скрыты в каждом камешке лежащем на дороге и в каждой дождевой капельке, их нужно только увидеть. Научиться видеть в простых вещах скрытые связи и возможности огромный труд для ребёнка в первые 7 лет его жизни. Эксперимент открывает огромные возможности для познания секретов, помогает развивать аналитическое мышление и умение предсказывать результат.

Но многие родители, увидев попытку своего ребенка самостоятельно поэкспериментировать на прогулке, сразу бы раскричались и увели ребенка подальше от луж, ручейков, грязи и вообще от мест, где он может проявлять такую вот самодеятельность, а то еще штанишки запачкает или в лужу упадет. Николай Николаевич Поддьяков называет эти действия экспериментированием. Действия ребенка вызваны исключительно природным любопытством, никто не побуждает его к этому, никто не организовывает его деятельность. Подобную деятельность Поддьяков называет «бескорыстным экспериментированием» и считает ее показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагает ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей, в том числе и развитее у ребёнка правильного, бережного отношения к природе и окружающему миру в целом.

Многие педагоги говорят, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности:

• ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

• осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по 3 направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

Одна китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным путём.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_829e0.pptx | 131,76 Кб | Скачан: 267
 
Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание посредством активного исследования и вовлечения детей в практическую деятельность» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом как в нашей группе мы решаем одну из годовых задач дошкольного учреждения «Формирование.

Проект «Птицы — наши друзья!» Подготовительная группа Тип проекта: информационно – практикоориентированный Вид проекта: групповой Цель: закрепление представлений детей о знакомых птицах, их.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2013 в 11:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...