Удивительное рядом

Любовь Шетова
Удивительное рядом

Занятие в подготовительной группе по экспериментально-поисковой деятельности

«Кладовая природы»

Пр. задачи:

Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.

Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.

Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранат, агат, вулкан, кратер, лава;

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, камешки-конфетки.

Предварительная работа:

изготовление макета гор, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

Ход:

В группе появляется гостья: «Здравствуйте, дети! Я - Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои камни - самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства – чары не рассеются».

В. – ну что же мы поможем тебе, поспешим, ребята в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Будем исследовать камни, посмотрите, чем они отличаются. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Давайте теперь проведём несколько опытов:

1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком). Постройте схему камня с помощью ММЧ.

2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки). Добавьте к схеме, что изменилось – вокруг камня – вода.

3. В камне есть вода? Как проверить? (нагреть, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли).

Ну что же мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо», что камни имеют такие свойства. (ТРИЗ)

Физминутка

«Мы охотники за львом…»

В. Да, разные камни есть на нашей земле. (Показывает образцы пород, приводит примеры их использования: известняк, руда, тальк, ракушечник). А там, где их очень много образуются горы. (Показывает макет горы). Послушайте одну легенду, т. е сказку:

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно". У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой».

- Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло" вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают "извержение " вулкана.

Хозяйка медной горы: спасибо, дорогие ребята вы очень помогли мне узнать тайну камня. За это я хочу показать вам мои сокровища. (Показывает фотографии камней и читает стихотворение)

Интересно, знать вам дети,

Камни разные на свете?

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек — сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек —

Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень — яшма —

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор —

Красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят.

В. Дети, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории «Почемучек»? А что бы вы хотели узнать ещё интересного? Наш профессор Почемучкин подсказывает нам как мы это можем узнать. (дети смотрят на планшет на стене со знаками, говорят: можем прочитать в книге, спросить у другого человека, понаблюдать и т. д)

Хозяйка медной горы благодарит детей, угощает их конфетами «морские камушки».

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Автор публикации:
Удивительное рядом
Опубликовано: 16 октября 2012 в 16:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....