Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и улицах

Любовь Каконашвили
Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и улицах

Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №32 «Пчёлка» комбинированного вида» города Казани в старшей - подготовительной к школе группе №10 .

Исследования проводились в первом квартале 2012-2013 учебного года в старшей подгруппе (это дети, перешедшие из средней группы) и подготовительной (дети, которые будут обучаться второй год безопасному поведению на дорогах).

В исследовании принимали участие 24 дошкольника старшей -подготовительной к школе группы. 10 детей составляли экспериментальную подгруппу (старшая,14 детей – контрольную подгруппу (подготовительная).

На первом этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах и улицах.

Проанализировав годовой план, нами был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в ДОУ учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях. Обучение основам безопасности в ДОУ проводится по учебному пособию авторов – составителей Р. Ш. Ахмадиевой, Р. Н. Минниханова и др. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах».

Затем было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка, и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.

В анкетировании участвовало 15 человек.

Им были заданы следующие вопросы:

1. Считаете ли вы важной проблему по воспитанию грамотного участника дорожного движения?

Все родители в количестве 15 человек считают эту проблему одной из важных.

2 .Объясняете ли вы своему ребенку правила поведения в транспорте?

Ответы родителей показали, что 15 родителей [это 100%] объясняют своему ребенку правила поведения в транспорте.

3. Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?

Многие родители - это 60 % знакомят детей с ПДД в форме советов и предостережений, 6 человек преподносят в форме игры.

4. Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?

Так, родители в количестве 10 человек [66% опрошенных] считают, что детей следует обучать безопасному поведению на дорогах ещё до школы, 4 человек – до 3 лет.

5. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД?

11 человек [73%] из 15 готовы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД, 4 человек только предполагают эту возможность.

6. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?

13 человек [86%]сделали бы замечание, если бы на их глазах чужие дети нарушали ПДД, 2 человек затруднились ответить на этот вопрос.

7. Хотелось бы вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

93% из опрошенных хотели бы получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице, 1 человек – не считает это необходимым.

8. Есть ли у вас литература, игры по данной теме?

13 человек [86%] располагают литературой в домашней библиотеке по данной проблеме, 2 человек [13%] не имеют.

9. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача: а) ГИБДД, б) детского сада, в) родителей?

Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача, по мнению родителей, в первую очередь родителей [46%], совместно детского сада и родителей [26%], а также ГИБДД [13%],1 человек считает, что этим должны заниматься все 3 структуры одновременно.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении дошкольника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.

С целью выявления уровня обучения правилам безопасного поведения на дорогах мы использовали тест «Проверь себя» (для детей от 5-7 лет) в первом квартале 2012-2013 учебного года [Приложение].

Результаты таковы: в экспериментальной группе принимало участие 14 детей, высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало 11 детей, что составило 78%, средний уровень – 3 детей (22%, низкий уровень отсутствует.

В контрольной группе у детей следующие показатели: высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показали 9 детей, участвующих в анкетировании, что составляет 90%, средний уровень-1ребёнок, это составляет 10%. В экспериментальной группе принимало участие 10 человек. Следует отметить, что в обеих группах дети затруднились ответить на вопрос о знаках сервиса. Так, в контрольной группе Хайриев Сиёвуш назвал общественным транспортом и прицеп, ребёнок путается в правилах езды на велосипеде и не различает электрический вид транспорта.

В экспериментальной группе Грязнов К., Курамшин А., Сёмина К., Нурмухаметова З., Тихонов М. и др. не различают категории транспорта, Майоров К., Грязнов К. не знают правил езды на велосипеде, также 4 детей не отличают электрический вид транспорта.

Почти все дети в контрольной группе набрали максимальный балл (9детей из 10, в экспериментальной – 11 детей из 14, низкий уровень знаний отсутствует в обеих подгруппах. Эти дошкольники четко знают знаки правил дорожного движения, правила движения по улице, четко различают категории транспорта, знают правила движения велосипедистов. Это дети с высоким уровнем знаний и умений соблюдения правил дорожного движения. Остальные дети имеют средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения. У них есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с дошкольниками.

Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в контрольной подготовительной подгруппе и в экспериментальной старшей высокий.

Также мы использовали вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука» на период - первый квартал 2012-2013 учебного года. [Приложение. Диагностическая карта].

Нами были выявлены следующие результаты:

В контрольной подгруппе наивысшее количество баллов набрали 7 из 10 детей [70 %], это говорит о высоком уровне знаний и умений соблюдения правил дорожного движения, средний уровень знаний у 3 детей, что составило 30 %.

В старшей экспериментальной подгруппе высокий уровень знаний показало 9 из 14 детей, что составило 64 %, средний уровень знаний - 5 детей [36 %].

Реализация данной системы работы позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Публикации по теме:

Как мы изучаем правила дорожного движения.Как мы изучаем правила дорожного движения. Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Оформление уголка по ПДДОформление уголка по ПДД Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - одна из актуальных проблем.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах и улицах
Опубликовано: 7 октября 2013 в 19:35
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...