вероника георгиева
Опытно-экспериментальный инновационный творческий проект «Искусство слаженного пения»
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ,ИННОВАЦИОННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме :«ИСКУССТВО СЛАЖЕННОГО ПЕНИЯ»
Автор проекта : Георгиева Вероника Георгиевна -
учитель музыки, музыкальный руководитель:
Перед работой над проектом я ознакомилась с Законом «Об образовании Российской Федерации» - статьёй 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность», выделив для себя основные тезисы:
Публикация «Опытно-экспериментальный инновационный творческий проект „Искусство слаженного пения“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2022
- Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных механизмов, не урегулированных законодательством РФ в сфере образования.
- К основным функциям инновационной деятельности в образовании относятся изменения компонентов педагогического процесса: содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения и т. п. Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование новых технологий.
- Инновационный проект направлен на создание устойчивой модели образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового внедрения. Под инновационным проектом понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.
На уроках музыки каждый учитель обязательно ведёт вокально-хоровую работу со всеми учащимися класса. Но продемонстрировать своё вокальное и артистическое самовыражение могут не все дети, а лишь участники вокальных кружков, имеющие музыкальную одарённость (слух, голос).
Я попыталась на базе нашей школы создать такой экспериментальный проект, который позволил бы объединить в хоровом вокальном исполнительстве всех обучающихся школы, не зависимо от их музыкальных способностей – проект в котором главными критериями оценки стали:
-массовость исполнения (участие в выступлении всех учащихся класса, знание всех текстов и мелодий песен,
-эмоциональность исполнения (выразительное, яркое, чувственное, радостное и т. д. ,
-сценическая культура (поведение учащихся во время исполнения, выход и уход со сцены,
-творческая находка (синхронные танцевальные движения, реквизит, появление костюмированного персонажа и т. д. ,
-имидж класса (название хора, сценическая одежда,
- хорошее настроение (дополнительные баллы за умение быть активными болельщиками во время всего конкурса, за умение аплодировать,
-особые достижения (дополнительные баллы за поддержку вокальных ансамблей родителей, особые нюансы по решению жюри).
И вот что из этого получилось.
Руководитель проекта : учитель музыки
Состав участников проекта : общешкольный (учащиеся 1- 7 классов)
Учебный предмет, в рамках которого планируется работа: музыка
Классификация проекта : практико – ориентированный
Ведущая деятельность проекта : творческая
Время работы над проектом : ноябрь (краткосрочный)
Форма организации детей: коллективная
Режим работы: урочно – внеурочный
Форма продуктов проектной деятельности :концертное выступление перед учащимися школы, учителями, родителями на общешкольном конкурсе «Споем вместе», проходящем в рамках Недели Музыки, публикации на различных сайтах Интернета
Краткое описание проекта
Проект предназначен для обучающихся 1-7 классов с целью активизации учебно-познавательного процесса, расширения кругозора детей и приобретения элементарного опыта участия в проектной деятельности, с учётом потенциальных возможностей школьников. В рамках проекта обучающиеся обогащают свои знания посредством ознакомления с творчеством поэтов и композиторов песенников; разучивают и исполняют вокальные произведения; принимают участие в совместной музыкальной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки, касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, познавательных и творческих процессов у детей.
Работа над проектом предполагает :
1) организацию каждого класса обучающихся для совместного нахождения и разучивания вокально-хорового материала;
2) привлечение классных руководителей и родителей в работу над проектом в качестве помощников и консультантов для детей;
3) презентацию проекта на конкурсе «Споем вместе», который будет проходить во время школьной Недели Музыки;
4) обсуждение итогов работы учащихся над проектом, награждение участников дипломами различной степени.
Актуальность проекта
Работа над проектом расширяет кругозор обучающихся, организует их внимание на популяризацию искусства хорового пения, помогает выявлять наиболее талантливых и ярких исполнителей хорового жанра, способствует сплочению творческих коллективов классов, организует творческое общения между хорами,развивает интерес к изучению творчества современных композиторов, формирует имидж образовательного учреждения, как школы высокой культуры и большого творческого потенциала.
Цель проекта
Активизировать желание учащихся к эмоциональному вокальному исполнительству, научить сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, укрепить основы музыкально-художественного и эстетического вкуса обучающихся.
Задачи проекта
1. Вовлекать каждого участника класса в активную деятельность творческого характера, учитывая личностные потенциальные возможности и способности.
2. Развивать у детей устойчивый интерес к хоровой музыке, навыки выражения своего отношения к музыке, к слову, жесту, мимике, движению под музыку. Учить школьников выступать общим сплочённым коллективом под руководством учителя музыки.
3. Воспитывать музыкально-художественный вкус через творчество композиторов, поэтов, через хоровое исполнительство.
4. Воспитывать способность у детей к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
5. Развивать умения учащихся воспринимать настроение и характер вокального произведения.
6. Побуждать интерес к проявлению творческой активности и коллективному музицированию.
Информационное оснащение
Интернет-ресурсы
Материально-техническое оснащение проекта :
- Фортепиано.
- Ноутбук.
- Звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
- Микрофоны на стойках.
- Реквизит, сценические костюмы.
Музыкальный материал:
Фонограммы песен «минус» для каждого класса:
«Марш первоклассников»,
«Позади осталось лето»
«Теперь мы первоклашки»,
«Виноватая тучка»
«Урожай собирай»,
«Друзья у нас лохматые»
«Ах, какое небо сегодня синее»,
«У моей России»
«Моя Родина»,
«Друзья у нас лохматые»
«Почемучки»,
«Лягушачий джаз»
«Если б не было школ»,
«Расписные Зонтики»
«Всё сбывается на свете»,
«Здравствуй, Родина моя»,
«Улетай, туча»
«Хоть глазочком»,
«Листья жёлтые»
«Самая лучшая мама земли»,
«Закаты алые»
Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся. Также учитывается, что школьники в силу индивидуальных вокальных возможностей, возрастных особенностей не обладают достаточными умениями и опытом, необходимым для самостоятельной реализации проекта, поэтому учитель музыки выступает в роли координатора, направляя работу, организовывает все этапы проекта (по классам) и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и классных руководителей.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный
2. Планирование
3. Реализация
4. Аналитический (рефлексия)
Календарный план развития проекта
Названия этапов Планируемая деятельность участников проекта Для кого
(целевая
группа)
Информационная компания
1 этап
Подготови-
тельный Получение разрешения администрации школы на осуществление проекта.
Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с проведением проекта, вовлечение классных руководителей в проектную деятельность.
Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) со школьниками – участниками проекта.
Деление классов на 2 подгруппы: начальная школа, среднее звено школы. Учитель музыки,
администрация
школы, классные руководители,
обучающиеся
1-7 классов
2 этап
Планирова-
ние Определение направлений деятельности для каждого класса, определение вокального репертуара, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения.
Вовлечение родителей в проектную деятельность. Учитель музыки,
администрация
школы,
обучающиеся
1-7 классов
3 этап
Реализация Выполнение вокально-хоровой работы по каждому классу.
Написание сценариев конкурсов «Битва хоров».
Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.
Анализ подбора репертуара для заключительного этапа, рекомендации по работе.
Создание вокальных ансамблей из желающих родителей в разных классах.
Вокально-хоровые выступления классов (по 2 песни от класса) на общешкольном конкурсе «Споем вместе», проходящем в рамках Недели Музыки.
Выступления учащихся, занимающихся в школьных кружках - детских вокальных студиях Внеконкурсные выступления ансамблей родителей.
Работа жюри - определение уровня достижений каждого класса и вокальных студий школы, выявление Победителей в номинации «Самый классный хор» (отдельно для обучающихся начальной и средней школы) Учитель музыки,
классные руководители,
обучающиеся
1-7 классов, приглашённые члены жюри.
4 этап
Аналитичес-
кий
(рефлексия) Определение законченности деятельности по данному направлению.
Публикации на различных сайтах Интернета.
Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт).
Награждение обучающихся дипломами различной степени.
Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта. Учитель музыки
План-график реализации проекта
Октябрь
Объявление старта проекта. Создание положительного мотива к осуществлению проектной деятельности.
Беседы на уроках музыки, побуждающие обучающихся к обогащению и расширению знаний по теме проекта, к участию в данном проекте.
Знакомство обучающихся с произведением современных композиторов песенников.
Интегрированные занятия по классам «Вокальное мастерство исполнителя»
Репетиционно - творческая работа с обучающимися по классам.
Оформление вокальных коллективов творческими находками, реквизитом, эмблемами, костюмами.
Подготовка к творческому конкурсу «Споем вместе».
Ноябрь
1. Внесение необходимой коррекции, рекомендации детям по дальнейшей организации работы.
2. Творческий конкурс «Споем вместе»
3. Работа жюри, награждение учащихся.
Ноябрь
1. Организация фотоотчёта.
2. Подведение итогов работы над проектом, создание плана следующих
проектных работ.
3. Распространение опыта в сети Интернет.
Ожидаемые результаты работы над проектом
Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности способствуют вовлечению максимального числа обучающихся школы, их родителей и классных руководителей в процесс работы над проектом.
Участие в социально-значимой проектной деятельности способствуют формированию социально-коммуникативных, вокальных, творческих и эстетических навыков у обучающихся.
Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта вполне может стать доброй традицией коллектива, так как объединяет учителей, родителей и воспитанников в общем деле.