Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников

Юлия Амрахова
Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Содержание уголков экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

В нашей группе мы проводили следующие эксперименты:

«Посадили мы лучок-круглый желтенький бочок»

где дети получают представления о том, что вода необходима для жизни растений, животных и людей.

«Плывёт, плывёт кораблик»

знакомим детей со свойством воды размокать в воде.

«Волшебные льдинки»

даем представление о том, что лед это замороженная вода.

И др.

Так, например, на занятии «Спрячь игрушку», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, воспитатель выясняет с детьми, как спрятать игрушку в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняет. Затем проверяют предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируют свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, чтобы спрятать игрушку. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.

В младшем дошкольном возрасте игры-эксперименты должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребёнка строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

Игра «Шумящие коробочки»

Коробочки от киндер сюрприза, внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки; задача ребенка – подобрать похожие по звучанию.

Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников

Игры с прищепками

Недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.

Цель: развивать творческое воображение дошкольников. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, развитию мелкой моторики, а также развитию памяти и мышления.

Игры со счётными палочками способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, внимания, воображения и абстрактного мышления. А так же развивают наблюдательность и логику.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Расскажите детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т. д.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Теперь на солнышко наплыла тучка. (Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.) Вот и получился кулачок — тучка.

Дидактическая игра «Лучики»

Развивает координацию рук и мелкую моторику пальцев. У детей по одному круглому солнышку. Детям надо выложить вокруг солнышка из счетных палочек лучики.

Игры с крупой

Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвует мышечная, зрительная, нервная, костная системы.

Мы знакомили детей с крупами. Говорили, как называется крупа и перечисляли некоторые свойства. Размер, форма, цвет. Рассказывали, что большую фасоль мы спокойно можем взять пальчиками, а манку никак не взять потому что она очень маленькая.

Более подробную информацию смотрите в презентации.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_usntp.ppt | 12113 Кб | Скачан: 270
 
Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Статья «Экспериментальная деятельность с дошкольниками» Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Чтобы избежать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2014 в 15:51
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...