Опыты с водой, воздухом, растениями

Юлия Верзунова
Опыты с водой, воздухом, растениями

Опыты с водой (блок «Волшебница вода»):

• Путешествие «Капитошки» (испарение воды);

• «И холод, и тепло» (дети отмечают, где быстрее исчезает вода, – там, где тепло, или там, где холодно);

• «Вода – прозрачная»;

• «Вода – растворитель»;

• «У воды нет вкуса»;

• «У воды нет запаха»;

• «Лед – твердая вода»;

• «Пар – это тоже вода»;

• «Вода жидкая, может течь»;

• «Лед легче воды»;

• «Как очистить воду»;

• «Растения пьют воду»;

• «Какие материалы пропускают воду»;

• «Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении».

Опыты с воздухом:

• «Что в стакане?»;

• «Ветер – движение воздуха»;

• «Нагревание и охлаждение воздуха»;

• «Мыльные пузыри»;

• «Движение бумажных полосок»;

• «Волны на море»;

• «Барханы»;

• «Пламя загрязняет воздух»;

• «Как обнаружить воздух в помещении»;

• «Воздух нужен для жизни»;

• «Как рождается воздух».

Опыты с растениями:

• «Прорастание семян в воде»;

• «Почва – чудесная кладовая» (проращивание семян в почве);

• «В почве есть воздух»;

• «В почве есть вода» (при нагревании почвы выделяется влага);

• «Дыхание листа»;

• «Испарение с листьев»;

• «Ищу свет».

Во время экспериментирования и наблюдений создаются проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У ребенка возникает потребность решить задачу, у него есть неизвестное, которое необходимо найти.

Проведение опытов сопровождается вопросами, например:

• Что происходит с водой при нагревании?

• чем можно измерить температуру воды?

• что происходит с водой при охлаждении?

• что такое пар?

• что такое роса, туман?

• почему пар можно назвать невидимкой?

• какие вещества ты умеешь узнавать по запаху?

• как можно собрать запах?

• где рождаются снежинки?

• где теплее – на снегу или под снегом?

• что легче: вода или снег?

• почему зимой подо льдом темно?

• чем дышат люди?

• как обнаружить воздух?

• как продвигается вода в почве?

• что нужно для роста растений?

Выслушав вопрос, ребенок выдвигает свою гипотезу, проверяет ее на практике и делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями (Используется принцип проблемности.)

Используя принцип гуманистичности, я внедряю диалоговую, гуманистическую модель обучения. Работая по программе «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, я реализую такие принципы работы, как принцип последовательности, безопасности, интеграции, деятельности, научности, позитивизма, системности, наглядности. Все виды опытов, наблюдений, занятий, игр, вопросы детям помогают научить ребенка сравнивать и обобщать, видеть и понимать красоту окружающего мира, сохранять и оберегать его.

Исследовательская работа детей дополняется конкурсами, встречами знатоков, детскими научными конференциями, сюжетно-ролевыми играми, практической работой, праздниками и развлечениями. В своей работе я использую разные виды детской деятельности: музыкальную, изобразительное искусство, театральную, конструирование, физическую. Например, работая по теме «Вода», сотрудники нашего детского сада знакомили детей со свойствами воды, проводили опыты, наблюдения, беседы, экспериментирование, смотрели фрагментов фильмов. Затем дети в музыкальном зале слушали музыкальные произведения, изображали с помощью движений воду (ручеек, река, море, океан, шторм, водных животных, танцевали, играли на музыкальных инструментах. В кабинете изобразительной деятельности ребята рисовали портреты волшебной воды, знакомились с художниками, которые рисуют воду, с различной техникой рисования, например «по мокрому», печать спичечным коробком, катушками, пуговицами, штампиками из овощей, выдуванием, мыльными пузырями, «волшебными нитками», ватными палочками, пальчиками и т. п. На физкультурных занятиях дети играли в игры-превращения, подвижные игры. Так, превращение в капельки дождя помогло детям понять круговорот воды в природе. Подвижные игры полезны для здоровья, и мы часто проводим их на физкультурных занятиях на свежем воздухе («Солнышко и дождик», «Мама-тучка», игры с мячом «Живое - неживое»). На занятиях по конструированию дети строили плотины, бассейны из строительного материала, конструктора, изготавливали складные бумажные фигурки-оригами и т. п. Через свое творчество дошкольники выражали свое отношение к окружающему, свои эмоции.

Многие эксперименты и наблюдения я провожу на улице, а затем вместе с детьми продолжаем их в лаборатории. Так, в уголке леса мы исследовали почву (изучали перегнившие растительные остатки, дождевых червей, сравнивали с почвой в других местах участка, брали пробы для изучения в группе). Дети самостоятельно собирают материал для исследований. Особенно они любят экскурсии-экспедиции, во время которых такой материал собирается целенаправленно. Мы исследуем не только живую, но и неживую природу (камни, песок, ветер, их роль в жизни человека). Для экологической экспедиции мы готовим специальное оборудование (лупы, карандаши, фломастеры, оргстекло, коробочки, пакеты и т. п.) Например, во время походов мы определяем свойства песка или глины, выясняем, как они используются человеком, знакомимся с разнообразием камней в природе, находим отличительные признаки камней, сравниваем природные камни с искусственными. Дети с удовольствием участвуют в постановке опытов, сами проводят элементарные исследования, и наша задача – поддержать их в этом. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления, поэтому столь важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная исследовательская деятельность.

Работая по программе «Наш дом природа» в течение года, мы регулярно проводили исследовательскую деятельность. К концу учебного года мы отметили, что у детей формируются начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к явлениям живой и неживой природы, развивается мышление, воображение, улучшается речь.

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

«Вода — одна из главных богатств на Земле»«Вода — одна из главных богатств на Земле» "Как радостно, когда проходя мимо речки, слышится шум воды…Кругом тишина, только слышно, как течет река… Я люблю такую тихую спокойную погоду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыты с водой, воздухом, растениями
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 21:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...