Лучший педагог года

Ораторские способности педагога

Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель: Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства.

Что такое ораторское искусство.

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Публикация «Ораторские способности педагога» размещена в разделах

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает: ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства, т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство”.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором.

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: поэтами рождаются, ораторами делаются. Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

- Согласны ли вы с утверждением Цицерона:

“Поэтами рождаются, ораторами делаются”?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора, а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора.

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература: А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора”.

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика: Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка”. Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержание речи.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Задание для педагогов.

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора, необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями:

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

- вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

- если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

- вы, несомненно, слышали об этой теории.

- некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

- вопросы есть?

- все ли ясно, коллеги?

Ключ.

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу: постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Публикации по теме:

«Лебёдушка»«Лебёдушка» Оригами (яп., букв. : «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее.

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ораторские способности педагога
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 19:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД