Папки-передвижки

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект

Галина Санникова
Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект

ПРОЕКТ

Организация детской деятельности

в процессе ознакомления с культурой родного края.

Введение.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Публикация «Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края, Проект» размещена в разделах

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Актуальность.

Воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств и любви к родному краю.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально.

Цель.

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

- Использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Предполагаемый результат:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

И. Рыбалова рекомендует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в группе пополняется следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности : картами города, района и Удмуртии (на которой отмечен наш город); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий, открытками, слайдами о Глазове; мини-музеем ( где расположили принесенные детьми из дома старинные вещи: посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

Перспективный план работы с детьми на год, предусматривающий систему следующих педагогических мероприятий:

- специально организованные занятия с детьми 1 раз в месяц,

- досуги - 1 раз в квартал,

- труд еженедельно,

- игры дидактические -1 раз в неделю,

- настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,

- продуктивные виды деятельности – 1 раз в неделю,

- экскурсии - 1 раз в месяц.

Еженедельно:

- по понедельникам утром мы использовали такую форму работы как «Добрая мысль миру» (Цель – проявить заботу об окружающем и окружающих)

- по вторникам днем – «Диалог-размышление» (Цель – привлечь внимание детей к объектам, находящимся в неблагоприятном состоянии).

- по средам утром – «4 строчки наизусть» (цель – воспитание любви к городу, семье, людям, природе через художественное слово).

- по четвергам днем «Уроки наблюдений» (цель видеть изменения, происходящие в городе).

- по пятницам утром – «Открытие красоты» (цель- любование природой, делами людей и окружающими предметами)

1 раз в месяц - следующие формы работы с детьми:

- по понедельникам вечером – «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.)

- по вторникам вечером – «Удивлялки» (говорили об истории города, интересных событиях, знаменитых людях, обсуждали газетную информацию).

- по средам вечером – «Добринки» (составляли заметки в газету об интересном или важном событии, поздравлении и др).

- по четвергам вечером – «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

Физическое развитие.

• Разучивание русских, татарских башкирских игр.

Досуг: спортивный праздник «Олимпийские надежды» с привлечением родителей.

• Пальчиковые игры.

• Игры малой подвижности.

• Игры – забавы («Сорока – ворона» и др).

• Беседы о пользе народных блюд «Блюда народов Южного Урала».

Социально-коммуникативное развитие.

Детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка. (Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни).

• Экскурсии по городу, в общественные места родного города : краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.

• Ситуации общения, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,

• Встречи с гостями для беседы с детьми (родителей по знакомству с трудом взрослых; ветеранов Великой отечественной войны. При знакомстве детей с трудом взрослых выбирать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, металлурга и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

• Встречи - общение детей с известными, знаменитыми людьми города (писательница - поэтесса Н. Пикулева.)

• Хозяйственно-бытовой труд по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и труд в природе

Проект «Дом дружбы», где детей познакомят с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем городе,

Речевое развитие.

• Чтение художественной литературы (Сказы П. Бажова, стихи Н. Пикулевой, Р. Дышаленковой и т. д.)

• Чтение и разучивание потешек, пословиц, закличек, загадок.

Составление рассказов: об истории родного города (например, с опорой на названия улиц родного города,

• Тематические выставки в книжном уголке (к Дню города, к Дню Победы, «Писатели Южного Урала»)

• Вечер стихов, где взрослые и дети рассказывают стихи о природе Южного Урала, стихи поэтов родного края.

• Конкурс стихов к Дню Победы.

• Театральный кружок «Народная сказка».

Познавательное развитие.

• Тематические занятия. («История возникновения города», «Микрорайон, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Достопримечательности города Челябинска», «Места отдыха в Челябинске», «Труд взрослых», «Транспорт», «Памятники нашего города», «Они прославили наш город», «Герои-защитники Отечества», «Природа нашего края»)

• Беседы с детьми об Уральском крае, его символике, о родном городе.

• Дидактические игры «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров».

• Музейной экспозиции, мини – музеи.

• Экспериментальная и исследовательская деятельность.

Досуг: познавательная игра – викторина на тему «Мой город», КВН к Дню защитников Отечества, развлечение «Песни Победы»,

• Конструирование на темы «Мост через реку Миасс», «Наш двор», «Красивые здания города».

• Викторина «Знаешь ли ты родной край.

• Дидактические игры по экологии. («Найди дерево», «Зимующие птицы нашего края» и т. п.)

• Рассматривание альбома «Светлая Пасха».

• Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Южного Урала”, «Каслинское литьё», «Златоустовская гравюра», «Уральская роспись».

Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку».

Художественно – эстетическое развитие.

• Тематическое рисование. («Праздничный город», «Дома на нашей улице», «Во дворе», «Наша армия», «День Победы»)

• Декоративное рисование.

• Изготовление коллажей, поделок, альбомов. (Коллективная аппликация ««Город будущего», «Машины едут по улице», «Игрушки разных народов»)

• Рассматривание изделий народного промысла и альбомов с образцами работ.

• Стенгазета «Где мы были и что видели».

«Открытие красоты» (любование природой, делами людей и окружающими предметами – искусство окружает нас всюду)

• Прослушивание народной музыки.

• Игра на народных инструментах (на ложках, свистульках, губных гармошках и др.)

• Конкурс рисунков «Мой город».

• Рассматривание русских сарафанов, татарских и башкирских костюмов, альбомов с иллюстрациями народных костюмов.

• Лепка «Животные и птицы Южного Урала».

Создание условий для самостоятельного выбора детьми вида деятельности : творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного краяМини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Проект по патриотическому воспитанию «Нет милей родного края» для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Нет милей родного края». Продолжительность проекта: 2 года. Вид проекта: познавательный. Участники проекта: дети старшей.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект
Опубликовано: 4 октября 2015 в 23:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД