Получи документы

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Юлия Захарова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является сохранение и повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой

Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,» размещена в разделах

Коллектив МДОУ «Детский сад № 26 «Ёлочка» села Салтыковка Ртищевского района Саратовской области придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников. В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (Приказ Министерства образования науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.

Основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

• Физическое воспитание.

Организация лечебно-профилактической работы с детьми.

• Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

В ДОУ организовано 4 разовое питание согласно 10- дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю).

Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим, в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастики, пальчиковая гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Часто используем минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

В группах имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

Традиционные

Игровые (в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности).

Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в зимний лес».

Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мною, мяч».

Занятия – тренировки (это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр).

Занятия – зачеты (для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).

Спортивные праздники, дни здоровья.

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.

В совместной работе с детьми даё м им представление о здоровом образе жизни:

«Разговор о правильном питании»

• «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»

• «Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма»

Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование : лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

В ДОУ проводятся спортивные мероприятия «Быстрее, выше, сильнее», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Джунгли зовут», где воспитанники являются активными участниками.

Во второй половине дня используем;

• гимнастику пробуждения;

• дорожки здоровья;

• массаж и самомассаж;

• самостоятельную двигательную деятельность детей;

• подвижные игры.

В группах оформлены уголки Доктора Айболита.

В старшей группе подобраны книги о спорте и укреплении здоровья детей.

В ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценку состояния здоровья детей проводим на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические направления: оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный); организация двигательной активности; охрана психо-эмоциональной активности; профилактика заболеваемости; закаливание.

Большое внимание уделяется созданию привлекательного, эстетического вида оборудования. Все пособия яркие, интересные для малышей, т. к. необычные формы и красочность такого оборудования способствуют более высокому эмоциональному тонусу во время занятий физической культурой, интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности, формированию потребностей в движениях.

Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками», в котором приняли участие воспитатели, дети и их родители. Главной целью смотра-конкурса было: увеличение двигательной активности детей; повышение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; предоставление возможности для творческого самовыражения в процессе физической активности.

При изготовлении нестандартного оборудования участники конкурса проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Из имеющихся экологически чистых подручных материалов для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики рук, глазомера, дыхания, различных движений и действий были изготовлены массажные дорожки, гимнастические палки, веревки разной толщины, различные кольцебросы и другие пособия.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.

Мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые буты-лочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки и т д. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Игры с нестандартным оборудованием.

«Весёлые дорожки» :

а) «Не намочи ноги»- младший возраст- ходьба в прямом направлении по сигналу педагога.

б) «Не упади»- старший и младший возраст- ходьба по канату в прямом направлении на всей стопе и боком на пятках, на носках, на середине стопы.

«Многоуровневые стойки» :

а) «Перепрыгни- не задень»- прыжки на двух ногах через перекладину в высоту.

б) «Подлезь- не задень»- подлезание под перекладину (можно использовать в эстафетах на скорость).

в) «Не задень верёвку»- в эстафетах бег змейкой по сигналу педагога.

«Туннель» :

а) «Пролезь в туннель» -в игре принимают участие две команды по пять человек (на скорость).

«Кольцеброс» :

а) «Попади в цель»- старший возраст- играющие договариваются о количестве колец, которые каждый из них будет набрасывать, становятся на определённое расстояние (от 1м-до 3-х м) от клоуна и набрасывают по одному все кольца.

«Карусель»

Держась за разноцветные ленты, дети идут по кругу, говоря слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…»

«Море волнуется …»

Держась за ленты, дети делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри…» делают какую-нибудь фигуру, не отпуская лент. Для усложнения: фигура на одной ноге.

«Моталочка»- пособие развивает мелкую моторику рук.

«Гантели-конфетки» используют для силовых упражнений, как обычные гантели.

«Дорожка-следы» используется для упражнений в ходьбе на равновесие и координацию движений.

«Дорожка здоровья»- в различных вариантах используется для профилактики плоскостопия у детей.

Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.

Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.

Короткие косички можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).

Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.

«Веселый зонтик» применяется в дыхательной гимнастике.

Причем зависимости от времени года и проводимого мероприятия

«зонтик» может применять свои элементы (бабочки, осенние

разноцветные листья, дождинки, снежинки).

«Разноцветные пенечки»

Можно использовать на занятиях ДЛЯ перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию.

Педагоги и родители воспитанников заверили, что не остановятся на достигнутом, а продолжат пополнять физкультурные уголки групп, внося новые нестандартные пособия и оборудование.

Работа по физическому воспитанию в течение учебного года проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

В рамках пропаганды здорового образа жизни педагогами ДОУ организуются тематические консультации:

«Что такое здоровье?»

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.»

«Зачем мы дышим?»

«Слышит кошка, слышит человек»

«Чтобы глаза хорошо видели»

«Крепкие, крепкие зубы»

«Красивая осанка»

«В здоровом теле — здоровый дух!»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

В группах на родительских собраниях обсуждаются вопросы сохранения и укрепления здоровья детей. родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку и удовольствие в выполнении упражнений.

Будьте здоровы и счастливы!

Публикации по теме:

Физкультура на свежем воздухеФизкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа - приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Опубликовано: 23 марта 2013 в 21:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД