Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Юлия Захарова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является сохранение и повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой

Коллектив МДОУ «Детский сад № 26 «Ёлочка» села Салтыковка Ртищевского района Саратовской области придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников. В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (Приказ Министерства образования науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.

Основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

• Физическое воспитание.

Организация лечебно-профилактической работы с детьми.

• Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

В ДОУ организовано 4 разовое питание согласно 10- дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю).

Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим, в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастики, пальчиковая гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Часто используем минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

В группах имеются картотеки стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

Традиционные

Игровые (в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности).

Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в зимний лес».

Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мною, мяч».

Занятия – тренировки (это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр).

Занятия – зачеты (для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).

Спортивные праздники, дни здоровья.

Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.

В совместной работе с детьми даём им представление о здоровом образе жизни:

«Разговор о правильном питании»

• «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»

• «Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма»

Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

В ДОУ проводятся спортивные мероприятия «Быстрее, выше, сильнее», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Джунгли зовут», где воспитанники являются активными участниками.

Во второй половине дня используем;

• гимнастику пробуждения;

• дорожки здоровья;

• массаж и самомассаж;

• самостоятельную двигательную деятельность детей;

• подвижные игры.

В группах оформлены уголки Доктора Айболита.

В старшей группе подобраны книги о спорте и укреплении здоровья детей.

В ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценку состояния здоровья детей проводим на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические направления: оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный); организация двигательной активности; охрана психо-эмоциональной активности; профилактика заболеваемости; закаливание.

Большое внимание уделяется созданию привлекательного, эстетического вида оборудования. Все пособия яркие, интересные для малышей, т. к. необычные формы и красочность такого оборудования способствуют более высокому эмоциональному тонусу во время занятий физической культурой, интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности, формированию потребностей в движениях.

Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками», в котором приняли участие воспитатели, дети и их родители. Главной целью смотра-конкурса было: увеличение двигательной активности детей; повышение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; предоставление возможности для творческого самовыражения в процессе физической активности.

При изготовлении нестандартного оборудования участники конкурса проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Из имеющихся экологически чистых подручных материалов для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики рук, глазомера, дыхания, различных движений и действий были изготовлены массажные дорожки, гимнастические палки, веревки разной толщины, различные кольцебросы и другие пособия.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.

Мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые буты-лочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки и т д. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Игры с нестандартным оборудованием.

«Весёлые дорожки»:

а) «Не намочи ноги»- младший возраст- ходьба в прямом направлении по сигналу педагога.

б) «Не упади»- старший и младший возраст- ходьба по канату в прямом направлении на всей стопе и боком на пятках, на носках, на середине стопы.

«Многоуровневые стойки»:

а) «Перепрыгни- не задень»- прыжки на двух ногах через перекладину в высоту.

б) «Подлезь- не задень»- подлезание под перекладину (можно использовать в эстафетах на скорость).

в) «Не задень верёвку»- в эстафетах бег змейкой по сигналу педагога.

«Туннель»:

а) «Пролезь в туннель» -в игре принимают участие две команды по пять человек (на скорость).

«Кольцеброс»:

а) «Попади в цель»- старший возраст- играющие договариваются о количестве колец, которые каждый из них будет набрасывать, становятся на определённое расстояние (от 1м-до 3-х м) от клоуна и набрасывают по одному все кольца.

«Карусель»

Держась за разноцветные ленты, дети идут по кругу, говоря слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…»

«Море волнуется …»

Держась за ленты, дети делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри…» делают какую-нибудь фигуру, не отпуская лент. Для усложнения: фигура на одной ноге.

«Моталочка»- пособие развивает мелкую моторику рук.

«Гантели-конфетки» используют для силовых упражнений, как обычные гантели.

«Дорожка-следы» используется для упражнений в ходьбе на равновесие и координацию движений.

«Дорожка здоровья»- в различных вариантах используется для профилактики плоскостопия у детей.

Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.

Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.

Короткие косички можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).

Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.

«Веселый зонтик» применяется в дыхательной гимнастике.

Причем зависимости от времени года и проводимого мероприятия

«зонтик» может применять свои элементы (бабочки, осенние

разноцветные листья, дождинки, снежинки).

«Разноцветные пенечки»

Можно использовать на занятиях ДЛЯ перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию.

Педагоги и родители воспитанников заверили, что не остановятся на достигнутом, а продолжат пополнять физкультурные уголки групп, внося новые нестандартные пособия и оборудование.

Работа по физическому воспитанию в течение учебного года проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

В рамках пропаганды здорового образа жизни педагогами ДОУ организуются тематические консультации:

«Что такое здоровье?»

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.»

«Зачем мы дышим?»

«Слышит кошка, слышит человек»

«Чтобы глаза хорошо видели»

«Крепкие, крепкие зубы»

«Красивая осанка»

«В здоровом теле — здоровый дух!»

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

В группах на родительских собраниях обсуждаются вопросы сохранения и укрепления здоровья детей. родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку и удовольствие в выполнении упражнений.

Будьте здоровы и счастливы!

Публикации по теме:

Физкультура на свежем воздухеФизкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа - приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Опубликовано: 23 марта 2013 в 21:48
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...