Папки-передвижки

Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО

Светлана Соловьева
Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО

Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»

ИДЕАЛ – это дети:

- имеющие высокую познавательную мотивацию;

- свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;

Публикация «Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО» размещена в разделах

- имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;

- эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

- открытые для общения друг с другом и со взрослыми;

- подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.

Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются:

- сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;

- овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

Вот это тот ИКР – идеальный конечный результат, к которому мы все стремимся. И все мы понимаем, что достичь его только с помощью организованных обучающих занятий невозможно. Необходима индивидуальная работа, которая способствует организации наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений, навыков.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике, включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.

К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.

Бывает, что ребенок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и дергается во все стороны, чтобы привлечь внимание воспитателя; он даже выкрикивает: «Я скажу», «Можно, я?», старается оповестить всех о том, что «знает больше всех, потому что у него дедушка математик». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно». Такие факты нельзя оставлять без внимания, необходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.

Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Такие дети часто поднимают руки, им хочется, чтобы на них обратили внимание, чтобы заметили, что они всё знают. Они заботятся лишь о внешнем эффекте. Их ответы не всегда правильны, а часто и вообще не могут ответить на вопрос, потому что не слышали его, так как в то время разговаривали с соседом.

В подобных случаях педагог должен проводить работу по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, строго следить за соблюдением им на занятиях необходимых правил поведения. Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском саду.

Обычно совсем маленькую подгруппу составят дети, не проявляющие интереса к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях о математике вызывается прежде всего пробелами в их знаниях. Поэтому воспитатель должен хорошо знать уровень математического развития детей и причины их отставания. Иногда причиной могут быть и длительные пропуски по болезни. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители, руководимые воспитателем, смогут позаниматься ребенком дома. Разумеется, поручать родителям эту работу можно лишь, в том случае, если воспитатель уверен, что они будут проводить ее методически правильно, проявляя при этом терпение и такт. В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и к предстоящему обучению в школе и преодолеть это в дальнейшем будет очень трудно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности, о чем можно судить по таким фактам: ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенно-стью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систематическом изучении программного материала. Что-то в самом начале было ими не понято, не закреплено, и теперь все им непонятно и происходящее на занятиях неинтересно.

Упущения такого рода влекут за собой, как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности. Например, в повседневной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала, и это незнание все время углубляется от занятия к занятию. Детям с такими проявлениями необходимы дополнительные индивидуальные занятия, а на общих занятиях по математике обязательно нужно обеспечить их активное участие путем подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями, например: измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин, и т. п. Такие задания привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.

Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике.

Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.

Подводя итог можно сказать, что индивидуальная работа создает условия для :

- успешного усвоения программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой, величиной)

- овладения математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина)

- получения знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения;

- развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;

- повышения самооценки (положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.

Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.

Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий :

- сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает, как хочет, сам выбирает цвет);

- создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;

- индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;

- нетравмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Система игр и дидактических упражнений для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте:

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Точечки» (Никитин)

«Стосчет» (Зайцев)

«Сотня» (Никитин)

«Волшебный математический зонт»

«Почтальон-вычислитель» (Зак А.)

(развитие навыков устного счета)

«Раскрась соответственно цифрам»

«Палочки Кюизенера»

«Засели домик» (состав числа)

«Найди пару» (состав числа)

«Заполни пропуски»

Рисование и лепка цифр

Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков)

«Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур).

Сколько лепестков у цветочка?

(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)

Сколько этажей в доме?

Сколько машин на парковке?

Которая по счету красная машина?

Кто идет первым (четвертым?

Кто идет за Лерой?

Которым по счету идет Максим?

Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей)

Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия.

Игры с мячом

- назови по порядку,

-«больше пяти», «меньше восьми».

ФОРМА

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Геометрическая мозаика» (овал, кружок)

- выкладывание по образцу (на образце, на столе)

- выкладывание по замыслу

- выкладывание орнаментов из геометрических фигур.

Рисунки из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит изображение?

- квадраты раскрась синим цветом, круги – желтым.

«Сложи квадрат» (Никитин)

«Танграм», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» (плоскостное моделирование).

«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» (Никитин).

Найдите предметы, похожие по форме на треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Выложи из веточек, камешков треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?

Нарисуй на асфальте, песке геометрические фигуры.

ВЕЛИЧИНА

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

Конструирование из различных видов конструкторов (высокие – низкие башни).

Составление гусениц из геометрической мозаики (длинная – короткая, снеговиков (из больших и маленьких кругов). Какая палочка длиннее - короче?

Толще – тоньше?

Разложи палочки по порядку.

Найди место палочке.

Какое дерево самое высокое (низкое?

Какой снеговик выше – ниже? (из больших (маленьких) комков)

Сравнение опавших листьев.

При одевании на прогулку: чей шарф длиннее – короче, шире – уже?

Сравнение ведерок с песком

- одинаковые по форме, но по-разному наполненные;

- разные емкости и мерный сосуд.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

Графические диктанты

Рисование по клеточкам

Игра «Муха»

Игра «Паучок»

«Где находится предмет? (мяч – коробка (в, на, за, под)

«Просвет» (Зак А.) (развитие пространственного мышления,

«Волшебный квадрат» (Воскобович,

«Прозрачный квадрат» (Воскобович). Что где находится?

Впереди – сзади

Слева – справа

Вверху – внизу

«Добавь слово»

Стол стоит (позади)

Песочница (справа)

«Сколько шагов до…»(развитие глазомера)

«Разложи игрушки»

(Мячик положи справа от машины, слева от лопатки)

Игры с планами (движение в указанном направлении).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Индивидуальная, совместная деятельность Прогулка

«Разложи по порядку» (что было сначала, что произошло потом).

«Когда это бывает?» (сопоставление картинок с частями суток).

«Режим дня». Определи время суток по явлениям природы (светит ярко солнце – день, стемнело – вечер).

Публикации по теме:

«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» «Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: Успешное.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Рыбалка» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «РЫБАЛКА». Материал для игры: удочка на конце веревочки которой.

Фото отчет работы по формированию элементарных математических представленийФото отчет работы по формированию элементарных математических представлений Чтобы формировать запас знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; овладеть мыслительными операциями (анализ и.

Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию Глущенко Елена Юрьевна воспитатель МКДОУ ЦРР - ДС № 36 "Ласточка" г. Светлоград Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. воспитатель: Готчанина Г. Ю. Тема: «Играем в математику». Возрастная.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа Программное содержание: Познакомить детей с порядковыми числительными в пределах 5, продолжать закреплять у них навыки порядкового.

НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Занятие по «Формированию элементарных Математических Представлений» в средней группе детского сада № 92 Цель: 1. Упражнять в счете звуков.

Организация непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Ивкина Надежда Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с № 411 Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных.

Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы используем развивающие игры Воскобовича. Нравится.

Занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математики» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе: «Путешествие в страну Математики». Задачи: - Продолжать учить составлять простые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 22:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД